Инновационные формы взаимодействия логопеда с родителями

Анастасия Денисова
Инновационные формы взаимодействия логопеда с родителями

Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах многих авторов (О. В. Бачина, А. В. Козлова, Т. А. Данилина и т. д.). На основании анализа используемой литературы можно выделить следующие формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания;

консультации;

«круглые столы»;

семинары-практикумы;

анкетирование и т. д.

Однако перечисленные формы достаточно трудоемкие, энергоемкие и отнимают много свободного времени у родителей и не всегда удобны им. В настоящие дни родители ориентированны на карьерный рост и время на сотрудничество в таком контексте оказывается просто невозможным.

Достижение поставленной цели осуществляется с помощью применения разнообразных форм взаимодействия с родителями:

массовый опрос – сентябрь, май;

вебинары – ежемесячно;

общение с помощью программы Skype – еженедельно;

обновление информации на сайте – ежемесячно;

рассылка рекомендаций посредством электронной почты;

тематические прогулки с детьми и родителями – раз в две недели.

Для осуществления данного проекта необходимо изменить условия работы с родителями: технически оборудовать рабочий кабинет логопеда; технически подготовить место работы родителей и логопеда в домашних условиях для использования Интернет-ресурсов. Частично перестроить рабочую неделю логопеда с учетом реализации новых форм взаимодействия с родителями (например, вынести часть непосредственной образовательной деятельности на выходные дни). Изменений требует и само содержание работы с родителями. Так мы все консультации и родительские собрания переводим на проведение вебинаров; сбор анамнеза и заполнение речевых карт осуществляем посредством программы Skype (ту часть, которую необходимо заполнить совместно с родителями); рекомендации логопеда родители получают в электронном виде ежедневно на свой почтовый ящик; взаимодействие с родителями, в большей своей части, осуществляется дистанционно.

Выявление уровня общей осведомленности родителей по проблеме своего речевого развития и развития речи детей. Данный этап работы необходим, чтобы в дальнейшем сотрудничество логопеда и родителей было успешным. С помощью него логопед понимает насколько осведомленны родители, и какую информацию до них необходимо донести. Так же вопросы данной диагностики направлены на то, чтобы родители задумались о ценностном отношении к своей речи. Опрос проходит в начале учебного года на общем собрании родителей, т. к. ожидается большая явка. Применяется именно эта форма взаимодействия для достоверности ответов родителей и для лучшего осознания уровня сформированности. В сентябре это делается для того, чтобы логопед сразу смог понять над «чем» работать в дальнейшем с родителями. Родителей детей старшего дошкольного возраста предупреждают о проведении данного опроса. Когда заканчивается собрание, предупрежденные родители остаются в зале, им задаются вопросы с помощью интерактивной доски и карточек. Тут же фиксируя ответы, логопед подсчитывает количество верных, не совсем верных и неверных ответов, делая определенные выводы и обязательно знакомя с ними участвующих родителей. Знакомство родителей с результатами диагностики осуществляется путем предъявления цветовой схемы с процентными соотношениями и пояснениями к ним. Данная схема размещается на сайте для общего обозрения.

В дальнейшем взаимодействие логопеда с родителями осуществляется в большей мере дистанционно. Например, логопед создает собственный сайт с организацией форума для родителей с четким разграничениями на сообщества по интересующим темам. Сайт – одно из современных средств передачи информации, коммуникативное средство. Главное предназначение сайта – это предоставление информации. Казалось бы, в мире существует масса других способов передачи информации, почему следует применить именно этот? Просто он наиболее эффективен, в связи с высокой скоростью развития сети Интернет, происходит втягивание все большего количества людей в среду использования Интернет-технологий и ресурсов. Представленная на сайте информация отличается:

скоростью получения;

получением большого объема за короткое время и емкостью;

удобством пользования.

На сайте представлены приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми, подборка сказок и рассказов, загадок, осуществляется прямое общение с логопедом и приглашенными специалистами: психолог, невролог.

В отличие от чата, на форуме обсуждают определенную тему. Можно сказать, что форум – это клуб по интересам. То есть форум – это такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. В нашем случае форум – это часть сайта. Логопед имеет доступ ко всем обсуждениям пользователей, тем самым может определить для себя основные направления работы с родителями, понять их.

Таким образом, родители в любой момент могут обсудить какие-либо вопросы, как со специалистами, так и с другими пользователями. В открытом доступе находятся все необходимые материалы и рекомендации специалиста, что не требует траты времени на поиски нужной информации. По самым распространенным и интересующим вопросам организуются вебинары.

Практически каждый человек зарегистрирован в различных социальных сетях. Только сеть «ВКонтакте» имеет более 111 млн. пользователей и почти каждый из них интересуется минимум тремя группами. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным.

Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

Преимущества проведения вебинаров:

Никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

Удаленный показ презентации и передача по сети голоса и видеоизображения участников создает «эффект присутствия» и позволяет проводить эффективные презентации и встречи, не покидая дома.

Накануне родители на форуме обсуждают наиболее актуальную тему, коллегиально решают, что они хотят узнать. Если таких тем нет, то логопед предлагает свои темы, а родители выбирают понравившуюся путем голосования. Затем они получают информационное письмо на свою электронную почту с темой будущего вебинара и инструкцией по подключению, ссылкой. Время проведения интенет-конференции так же решается коллегиально.

Таким образом, мы осуществляем консультативную деятельность, но удобным для родителей способом.

Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. С помощью данной программы родители могут не только обозначить свою проблему, но и продемонстрировать ее (например, при выполнении рекомендаций логопеда). Так же Skype помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

Совместные тематические прогулки организовываются раз в две недели. Они подчинены определенной теме, с которой дети успели познакомиться в непосредственной образовательной деятельности с логопедом. На прогулку приглашаются родители вместе с детьми, а так же педагог-психолог. Встречи организуются в различных местах, предварительно обговоренных с родителями в выходные дни, в удобное для всех время. Некоторые родители, живущие рядом, могут скооперироваться и добраться до места назначения вместе. Прогулка организуется таким образом, чтобы дети могли поиграть, провести интересно время вместе, сотрудничать друг с другом. Родители при этом могут задать все интересующие вопросы воочию, кратко проконсультироваться со специалистами, ну, и, конечно же, поиграть вместе со своими детьми. Ведь именно на это у родителей зачастую не хватает времени и сил. Для эффективного построения межличностного общения и активной позиции родителей в играх приглашается психолог. Логопед организует различные игры и забавы для закрепления лексического материала, отработки грамматического строя и связной речи. Подобные прогулки позволяют наладить контакт с детьми, в непосредственной обстановке закрепить имеющиеся компетенции и поднять настроение всем участникам встречи.

После построения работы логопеда именно в таком ключе, несомненно, будет наблюдаться положительная динамика, потому что, во-первых, родители взаимодействуют с логопедом в свободное время, что делает процесс коммуникации и сотрудничества более эффективным. Во-вторых, взаимодействие происходит независимо от окружающих условий, т. к. посещать сайты, пользоваться электронной почтой, общаться в социальных сетях можно практически в любой ситуации, используя достаточно простые и распространенные вещи для этого (телефон, планшет, ноутбук и т. д.).

С помощью использования указанных форм взаимодействия с родителями мы получим:

Активных родителей.

Родителей, умеющих ценить и развивать красивую речь у себя и у детей.

Компетентных родителей в вопросах речевого развития детей.

Родителей, которые активно взаимодействуют с педагогами и получают от этого удовольствие.

Что в свою очередь благоприятно повлияет на развитие речи детей.

Наряду с положительным эффектом могут возникнуть следующие риски:

Недостаточность технических возможностей для осуществления взаимодействия, как со стороны родителей, так и со стороны логопеда.

Недостаточная сформированность комптененций в вопросах использования Интернет-ресурсов у родителей.

Восприятие родителями логопеда только как источника информации;

Леность родителей при наличии большого количества предоставленного материала;

Потеря ценности личного «настоящего» общения с педагогами.

Публикации по теме:

Положение о проведении конкурса детского рисунка внутри группы «Иллюстрации к русским народным сказкам» Положение О конкурсе детского рисунка внутри группы "Иллюстрации к русским народным сказкам" 1. Общие положения Конкурс " Иллюстрации.

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Инновационные формы взаимодействия логопеда с родителями
Опубликовано: 1 марта 2014 в 13:58
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе.
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...