Получи документы

Консультация «Искусство золотой хохломы»

надежда тавед
Консультация «Искусство золотой хохломы»

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является основой для формирования духовного мира человека, его нравственности. Народно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске и фольклорных узоров оно уникально. Тут и посуда, и одежда, и игрушки, резные наличники и ворота, кованные решетки, расписные платки, ювелирные изделия – всего не счесть! На всех этих предметах есть узоры, орнаменты.

Публикация «Консультация „Искусство золотой хохломы“» размещена в разделах

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок познает красоту и пропорциональность формы, гармоничность цветовых соотношений, некоторые законы композиции, знакомится со способами и приемами работы карандашом, кистью. К. Д. Ушинский писал: «Дитя… мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

Перед дошкольными работниками поставлена задача воспитывать у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. В решении этой задачи используются разные средства: изобразительное искусство, красота окружающей природы, музыка, художественное слово и т. д. В детском саду детей знакомят с различными видами декоративно-прикладного искусства : дымковской и филимоновской игрушкой, городецкой, хохломской росписями. Красота росписи и выразительность формы вызывает чувства радости, восхищения, учит видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе.

Но какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога. От его умения пробудить интерес к творчеству, от того насколько он уникально расскажет детям как создают из глины и раскрашивают веселыми узорами свои изделия дымковские мастера, как в жарком огне печи рождается «золотая хохлома», какие красивые цветы пишут вологодские мастерицы.

Решив заняться изучением «золотой хохломы» педагог должен познакомиться с различными видами народного творчества, изучить специальную литературу, изготовить образцы для рисования предметов народного искусства, образцы объемных предметов из папье-маше, различные папки-раскладушки, провести работу с родителями, создать необходимые условия в группе для самостоятельной художественной деятельности детей, оборудовать уголок изодеятельности всем необходимым материалом.

В младшей группе детей учат составлять узор на полоске, круге из чередующих однородных элементов, что способствует пробуждению у малышей чувства ритма. Но планомерное ознакомление детей с изделиями прикладного искусства лучше начинать с детьми 4-5летнего возраста.

Работу по обучению детей элементам декоративной росписи лучше проводить в несколько этапов: вначале беседа для уточнения знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, экскурсия на выставку, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметов с элементами декоративной росписи и затем начинать проводить занятия по обучению детей элементам декоративной росписи.

Детей больше привлекают крупные предметы с росписью: декоративные тарелки, утицы, ратины. Узоры на них крупные, ослепительно красивые, сияющие, праздничные, с четко прорисованным рисунком, но с разным расположением узора.

В средней группе детей знакомят с основными компонентами декоративного узора: элементами, их цветовой характеристикой и простейшими, но весьма важными композиционными приемами: повтором, чередованием, симметрией и т. д. Способ обследования изделий помогает последовательно вычленить из узора каждый его компонент: расположение листочков, ягод, веточек, завитков и т. д. Дети получают сведения о том, орнамент имеет центральную линию-завиток, или, как называют его мастера «кривуль». На нем располагается самый крупный элемент рисунка-цветок, затем листья, ягоды, а потом идет «разживка»- травка, мелкие ягодки, штрихи. Все это рисуется на изделии изящным росчерком концом кисти, точным мазком умелой рукой мастера.

На занятиях детям даются простейшие знания об особенностях хохломской росписи, учат выделять предметы с хохломской росписью. Показ предметов сопровождается не только беседой об особенностях данного вида искусства, но и потешками, образными выражениями, чтением художественной литературы:

….как на наше стороне

Житье пребогато:

Серебряные листья, цветы золотые…

Коля гуся оседлал,

Прокатиться пожелал.

Закричал на гусака,

Он и сбросил седока.

Разные баранчики и олени есть,

Сколько тут чудесного!

Все не перечесть.

Обучение детей техническим навыкам нужно начинать с простейших элементов:

проводить широкие линии всем ворсом кисти, а узкие - концом кисти. Детей учат держать кисть тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги. Научив детей проводить широкие и узкие линии, учат рисовать мазки способом примакивания. В дальнейшем следует обучать детей составлению простейших узоров из листочков, веточек на плоскостных изделиях различной формы. И только потом учить рисовать ягоды рябины, смородины, клубники, травинки, завитки.

Научить детей четырех лет рисовать кистью мазки сразу по всей форме не просто. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Опыт показывает, что овладение техникой изображения, если обучение строится с учетом возраста, доставляет малышу истинную радость. Обучение должно проходить в игровой форме.

Овладеть линией, штрихом, как средствами выразительности, научить держать кисть, карандаш – достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. И здесь очень важно чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, которому нужно следовать и усвоить которые можно только благодаря обучению.

Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития, развития мелкой моторики пальце рук. Развитие мелкой моторики в свою очередь имеет огромное значение для развития мышления, речи детей, разнообразных способностей. Как образно сказал В. А. Сухомлинский: «Способности детей на кончиках пальцев». Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук важно для детей с нарушением речи.

Технические навыки и умения детей формируются постепенно, от занятия к занятию. На занятиях следует доводить до сведения детей то, что художник-мастер должен обладать высокой художественной культурой, широким кругозором, для того чтобы создавать красивые изделия, раскрывая возможности материала и свою индивидуальность. Задача педагога научить детей создавать элементарные формы и рисунки, направлять их интерес на художественную выразительность изделия.

Главным, самым крупным элементом кистевой росписи является мазок с тенями, выражающий лепесток цветка или лист веточки. Средним по размеру элементом считается «капелька». Отводки, завитки, росчерки передаются тонкими линиями и являются самыми мелкими элементами росписи.

Занятия по обучению детей кистевой росписи делятся на два этапа, в процессе которых осваиваются закономерности составления орнамента. Занятия лучше проводить за общим столом, чтобы дети видели, кто что делает. Дети учатся не только у педагога, но и друг у друга.

На занятиях первого этапа дети учатся выполнять такие элементы: линии, точки, пятна, тонкие сплошные параллельные линии.

На занятиях второго этапа дети учатся рисовать всевозможные «сеточки» : прямоугольные, ромбовидные, косые с целью правильного понимания построения геометрического орнамента. Из простейших элементов – линий и точек создаются композиционные решения. После освоения «сеточки» в композицию вводится «точка». Художественный элемент «точка» создает ажурность в орнаменте. Нужно обратить внимание детей на качество выполнения узора. «Точки» выполняются деревянным концом кисти, который мастер аккуратно затачивает. Закруглённые палочки бывают разного размера, потому и точки получаются разные.

Для того, чтобы в достаточной степени овладеть растительным орнаментом, необходимо научиться рисовать все его элементы. Самое трудное-освоение «мазка с тенями». Ребенок должен понимать, что означает слово «мазок» и выполнять его примакиванием всем ворсом кисти аккуратно. Детей, учат рисовать мазки, по-разному располагая кисточку. Для прорисовывания мазка - листочка – кисточку ставим концом, затем нажимаем всей кистью и чуть поднимаем вверх. Прожилки рисуют тонкой кисточкой. Можно дополнить цветок декоративными элементами «елочками», завитками, спиралями и пр. Сочетание широкого мазка с тенями, ажурными линиями создает особую гармонию и загадочность. Детей учат располагать мазок в композиции на круглой, квадратной формах, рисовать листья различной формы (смородины, клена, рябины, клубники).

Чтобы дети среднего возраста научились правильно рисовать эти элементы, обучение нужно проводить в игровой форме, соединять мир игры с обучением, так как малышу важно знать, что все, что он делает кому-то нужно. Мир игрушек удивителен. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полностью жить и учиться. При обучении следует использовать игровые персонажи, пальчиковую гимнастику, игры для фонематического слуха, сказочных героев, художественное слово.

В работе воспитателя очень важен контакт с родителями. Консультации, беседы, мастер-класс, совместные проекты для родителей по вопросам декоративного рисования важны при обучении детей дошкольного возраста приемам декоративной росписи.

В старшей и подготовительной группе продолжается активное приобщение детей к художественной росписи хохломских узоров. В старшей группе ставятся задачи:

- научить детей владеть техникой рисования концом кисти, держать ее вертикально,

- научить детей подбирать цвета, рисовать более сложные элементы хохломских узоров (кустики травки, годы, клубника,

- самостоятельно выполнять композиции из последовательно чередующихся элементов узора,

- составлять узор на основной, т. е. центральной линии узора «кривуле»,

-составлять узоры на плоскостных силуэтах.

После обучения мазка - детей учат другому элементу-наведению стебля, упругой линии, которую можно окружить с обеих сторон мазками хохломской травки. Вначале детей учат рисовать стебель с правосторонним завитком, затем с левосторонним. Движения при выполнении узора должны быть плавными, равномерными. По мере усвоения детьми элементов узора, задания усложняются. В дальнейшем дети самостоятельно составляют узоры росписи плоскостных тарелок, подносов и пр. При выборе узора детям предоставляется возможность нарисовать свой индивидуальный узор. Детей старшего дошкольного возраста обучают составлять узор на объемных предметах: тарелки, кружки, мебель для кукол и т д. При выборе узора детям предоставляется возможность составить свой индивидуальный узор, проявить фантазию. С детьми старшего дошкольного возраста, возможно, расписывать объемные изделия (тарелки, чашки, подносы) сделанные детьми способом папье-маше. С такими предметами дети работают с удовольствием. У детей углубляется интерес к декоративной росписи, обогащаются знания о народно-прикладном искусстве, развивается чувство цвета.

Не всегда получается красивый, удачный рисунок, и здесь важно поддержать ребенка, помочь справиться с задачей, направить, вдохновить. Работая с детьми с нарушениями речи, убеждаешься, что рисунок помогает педагогу решать задачи исправления и совершенствования речи детей, снимает психическое напряжение, активизируется словарь детей, совершенствуются навыки детей.

Публикации по теме:

Консультация «Волшебное искусство оригами, как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация «Волшебное искусство оригами- как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»..

Фотозарисовка «Есть у осени наряд золотой, золотой…»Фотозарисовка «Есть у осени наряд золотой, золотой…» В свободное от работы время я люблю путешествовать. Во время своих путешествий я фотографирую природу. В этом году осень выдалась особенно.

Консультация «Хореография как искусство» Танец выделяется в самостоятельный вид искусства, приобретает художественное эстетическое изображение. Путём естественного отбора движений.

Консультация «Искусство диалога» «Искусство диалога» или «ответь на вопрос» «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив,.

Консультация для родителей «Искусство играть с детьми» Искусство играть с детьми Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые.

Консультация «Искусство воспитания в семье» Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Петровский В. А., Сухомлинский В. А и др.). То, что ребенок в.

Консультация для родителей «Искусство хвалить ребенка» Цели: • Обсуждая тему, раскрыть значимость роли родителей в воспитании ребенка. • Помочь родителям осознать возможность их непосредственного.

Консультация для родителей «Искусство хвалить ребёнка» Цель: • Обсуждая тему, раскрыть значимость роли родителей в воспитании ребёнка. • Помочь родителям осознать возможность их непосредственного.

Консультация «Русское народное искусство» Приобщение дошкольников к народному искусству как основа формирования первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Фотоотчет «Творческая мастерская хохломы»Фотоотчет «Творческая мастерская хохломы» Здравствуйте гости моей страницы! Предлагаю вам побывать в "творческой мастерской" на декоративно-прикладном отделении,направление "Народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Искусство золотой хохломы»
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 12:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД