Папки-передвижки

Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г)

Ирина Иванова
Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г)

СЛАЙД № 1 «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (РМО-2016г)

Иванова Ирина Сергеевна – воспитатель МКДОУ Д/с №411

г. Новосибирск

СЛАЙД № 2 “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Публикация «Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г)» размещена в разделах

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста считаю становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

СЛАЙД № 3 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

СЛАЙД № 4 Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому ставлю перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Именно поэтому особое внимание я уделяю методу «Мнемотехника».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

СЛАЙД № 5 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

СЛАЙД № 6 Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

В течение года я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

СЛАЙД № 7. При использовании мнемотаблицы можно выделить несколько этапов:

Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено.

СЛАЙД № 8 Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.

СЛАЙД № 9 Этап №3 - пересказываем информацию (сказку, рассказ) с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания

СЛАЙД № 10 Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.

СЛАЙД № 11 Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

СЛАЙД № 12. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования использую в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. И детям легче строить по ним свой рассказ.

СЛАЙД № 13. Кроме того, использую мнемотаблицы и для составления описательных рассказов об игрушках, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

СЛАЙД № 14, 15, 16. Хочу предложить вашему вниманию этапы работы с детьми по составлению рассказа о зиме с помощью мнемотехники. (Показ слайдов с мнемодорожками).

СЛАЙД № 17 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, скороговорок, частушек, при отгадывании загадок.

Считаю, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

СЛАЙД № 18. Разучивая, с детьми стихи с помощью мнемотаблицы мы проводим следующие этапы работы над стихотворением:

Выразительно читаем стихотворение.

Сообщаю детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Помогаю детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.

Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

Читаю отдельно каждую строчку стихотворения.

Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

СЛАЙД № 19 Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. (Вот, например, на этом слайде представлена мнемотаблица к стихотворению «Снеговик»)

СЛАЙД № 20. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем во время образовательной деятельности экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Применяю модельные схемы во время различных образовательных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД № 21. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

СЛАЙД № 22. Провожу обязательное взаимодействие с родителями:

консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблицы;

выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;

выпуск газеты «Как научить ребёнка составлять описательные рассказы по мнемотаблице»;

выставка мнемотаблицы для развития речи детей;

совместное изготовление мнемотаблицы для разгадывания загадок и запоминания стихов

составление мнемотаблицы дома по произведениям (стихи).

составление мнемотаблицы дома по произведениям (сказки).

закрепление составления описательного рассказа дома, по готовой мнемотаблицы («Времена года»; «Дикие, домашние животные»; «Овощи, фрукты»).

На консультации с родителями поясняю, чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем или с родителем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.

СЛАЙД № 23. Например: схема «Овощи, фрукты» : составляем, описательный рассказ об овоще или фрукте. Например «яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.

Мнемотаблице «Дикие, домашние животные» : рассказать о диком или домашнем животном. Например «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета, он большой. У медведя густая шерсть. Передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.

СЛАЙД № 24 Схема «Времена года» : составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.

Например: «Осень». Осенью солнце редко появляется из - за туч. По небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты. Животные готовятся к зиме. Белка меняет рыжую шубку на серую. Заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке. Насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.

СЛАЙД № 25. Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появился интерес к заучиванию стихов и потешек, ведь это превращается в интересную игру, которая очень нравится детям;

-словарный запас вышел на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

СЛАЙД № 26 - Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Колобок» п. Тюменский Воспитатель: Нагучева О. М. Доклад.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей школьного возраста Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Мечта» г. Ртищево Саратовской области».

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц, схем в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста (РМО-2016 г)
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 20:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД