«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе

Ирина Джукич
«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе

Цель занятия:

Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература».

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Активизация словаря и развитие речи.

3. Продолжать знакомить детей со звуками, деление слова на слоги, умение придумывать слова на заданный звук.

4. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку, используя для украшения сарафанов разные виды круп: горох, фасоль, гречку, а так же семечки тыквы и зерна кофе.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

6. Развивать интерес детей к народному творчеству.

7. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

8. Воспитывать любовь к народному искусству.

«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе

Предварительная работа:

1. Рассматривание матрешек. Использование раскрасок с матрешками в свободной деятельности.

2. Изготовление заготовок плоскостных матрешек из картона и пластилина.

Приклеиваем готовые лица матрешек.

Ход:

- Воспитатель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

- Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы пойдем.

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

-Дети: Матрёшка.

- Воспитатель: Правильно, матрёшка!

Ну что, готовы в путь - дорогу?

-Дети: Да.

- Воспитатель: А, отправимся мы в гости на паровозе!

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём,

За вагончиком вагон.

Слайд №1

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети едут, останавливаются около домика и рассаживаются на стульчиках. Слайд №2

Что-то Матрешка наша задерживается, давайте ее позовем. Дети зовут.

Из домика выходит матрёшка.

-Матрёшка: Здравствуйте, дети!

-Дети: Здравствуй, матрёшка!

-Матрёшка:

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Не одна я в домике была, а с подружками своими.

(Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку).

- Воспитатель: А, где же, твои подружки? Ребята вы видите подружек?

Слайд №3 (Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек вместе с Матрешкой – девочкой на стол).

- Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о русской народной игрушке - матрешке? Слайд №4

1 ребёнок:

Матрёшка на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

2 ребёнок:

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3 ребёнок:

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

- Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам об истории создания русской матрёшки.

Первая матрешка появилась в России очень давно, более 100 лет назад.

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца Даруму и Фукуруму.

Слайд №5

Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Слайд №6

Мастера наши переодели игрушку в русский сарафан с передничком, повязали на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Так звали девушку, которая работала в доме у художника Сергея Васильевича Малютина. Это он придумал нашу русскую игрушку матрешку.

Слайд №7, слайд №8

Стали русские мастера вытачивать матрешек из дерева, да потом расписывать яркими красками.

Самые известные – это три вида матрёшек:

Слайд №9

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

- Как вы думаете, одинаковые все матрешки? Правильно, нет, они все разные. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

Слайд №10

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.

-Город Семенов, а матрешка, какая? Семеновская.

- Какие особенности росписи вы заметили? (Что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов).

-А, какие самые главные цвета? (Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый).

- Воспитатель: Правильно вы заметили.

-Кто мне скажет, на какой звук начинается слово «Матрешка»?

-Произнесите слово «матрешка» так, чтобы звук «М» был долгим.

-Расскажите про этот звук, какой он? (Согласный, не поется, твердый.)

-Придумайте слова, которые тоже бы начинались на этот звук.

- А, на какой звук заканчивается слово «матрешка»?

- Какой это звук? Расскажите про него? (Он гласный, поется.)

Слайд № 11

-Правильно вы сказали.

- А, теперь, скажите сколько слогов в слове «матрешка»? (Три.)

Как это проверить? (Шагами, хлопками и подбородком). Саша, подойди и проверь.

Проверим подбородком.

Слайд №12

-Действительно, вы правы, слогов в слове «матрешка» - три.

-А, теперь у нас игра.

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

-Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Представьте, что вы матрешки). А наша главная Матрешка нам поможет.

Дети стоят по кругу, в кругу девочка – Матрешка, поют песню «Мы веселые матрешки» и танцуют.

Слайд №13

- Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск. И называется она – Загорская матрёшка. Давайте повторим: Загорская.

Слайд №14

- Назовите отличия этих матрешек от Семеновских.

Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.

-Дети: Платок.

- Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись.

- А, ты что заметил? (В руках у матрешек то корзинка, то цветок, то грибок)

- Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.

Слайд №15

И называется она – Полхов-Майданская. Давайте повторим: Полхов – Майданская матрешка.

-А, у этих матрешек, что вы заметили особенного?

(У этих матрёшек нет сарафана и фартука.) Правильно. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и на голову, его не завязывали, как обыкновенный платок. Давайте повторим с вами новое слово: полушалок.

Слайд №16

-Ах, матрёшечка – матрёшка.

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

-Теперь, наша Матрешка приглашает всех ребят за столы, в свою мастерскую и покажет вам мастер-класс.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки. Все заготовки закрыты листочком бумаги.

- Воспитатель:

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Открываем глаза и убираем листочки.

Матрешка:

-Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

Воспитатель:

-Наши матрёшки будут плоскостными, вот и заготовки, которые мы с вами заранее сделали из картона и пластилина. Теперь мы будем украшать сарафаны матрешек.

Матрешка:

-Чем будем украшать сарафаны матрешек?

-Что вы видите у себя на столе? (Горох, гречку, фасоль, тыквенные семечки, кофейные зерна.)

- Теперь, приступаем к работе.

Слайд № 17

Звучат русские народные мелодии в записи.

- Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы.

- Воспитатель: А, сейчас ребятки я хочу у вас спросить:

-Сколько лет назад появилась русская матрешка? От какой игрушки произошла? (100 лет назад от большеголового деревянного японца – Дарумы и Фукурумы).

-Как называлась первая русская матрешка? (Матреша, девочка с петухом).

-Кто первым придумал и расписал матрешек? Сергей Васильевич Малютин).

-У каких матрешек кофточка с вышивкой, они всегда в сарафанах, а в руках корзинка? (У Загорских.)

-У какой матрешки фартук весь в ярких букетах цветов? (У Семеновской.)

- Какая матрешка с полушалком на голове, у нее нет ни сарафана, ни фартука, только много цветов. (Полхов – Майданская матрешка.)

_Ребята, вы знаете, что названия матрешек зависят от того места, где их расписывают. А наши матрешки как будут называться? В каком городе мы живем?

Дети: В Благовещенске. Значит матрешки будут называться Благовещенскими!

-А, теперь давайте поставим своих матрешек на выставку, пусть наши гости полюбуются.

- Вам понравилось в гостях у нашей Матрешки? Тогда, спасибо тебе Матрешка и до свиданья! А, нам пора в детский сад. Становитесь опять в паровозик, поехали.

Слайд 18

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 11:10
+35
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»
В нашем детском саду прошел в ноябре месяце смотр-конкурс «Лучший уголок для родителей». Недавно были подведены итоги этого конкурса. Наша группа заняла...
«Ручки, ножки малышей удивляют всех людей». Детское Новогоднее творчество
Декабрь -первый месяц зимы, а вместе с тем -конец года, а это значит совсем немного остаётся до Нового года, чудесного, яркого праздника, и детское...
Сценарий новогоднего утренника для детей младшей группы.
Дети под веселую новогоднюю песню входят в нарядный музыкальный зал и становятся перед елочкой. Ведущая. С Новым годом! С Новым годом! Мы хотим...
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...