Папки-передвижки

«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе (24 фото)

Ирина Кирсанова
«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе

Цель занятия:

Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература».

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Активизация словаря и развитие речи.

Публикация «„История русской матрешки“, Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

3. Продолжать знакомить детей со звуками, деление слова на слоги, умение придумывать слова на заданный звук.

4. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку, используя для украшения сарафанов разные виды круп: горох, фасоль, гречку, а так же семечки тыквы и зерна кофе.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

6. Развивать интерес детей к народному творчеству.

7. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

8. Воспитывать любовь к народному искусству.

«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе

Предварительная работа:

1. Рассматривание матрешек. Использование раскрасок с матрешками в свободной деятельности.

2. Изготовление заготовок плоскостных матрешек из картона и пластилина.

Фото «История русской матрешки»
. Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе - фото
Фото №1 Цель занятия Познакомить детей с народной игрушкой

Приклеиваем готовые лица матрешек.

Фото №2 Конспекты занятий НОД матрёшкой через интеграцию образовательных областей Познание Коммуникация Социализация Музыка Художественное творчество Художественная литература

Ход :

- Воспитатель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

- Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы пойдем.

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

-Дети: Матрёшка.

- Воспитатель: Правильно, матрёшка!

Ну что, готовы в путь - дорогу?

-Дети: Да.

- Воспитатель: А, отправимся мы в гости на паровозе!

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём,

За вагончиком вагон.

Фото №3 Познакомить детей с историей матрёшки

Слайд №1

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети едут, останавливаются около домика и рассаживаются на стульчиках. Слайд №2

Что-то Матрешка наша задерживается, давайте ее позовем. Дети зовут.

Из домика выходит матрёшка.

Фото №4 Активизация словаря и

-Матрёшка : Здравствуйте, дети!

-Дети: Здравствуй, матрёшка!

-Матрёшка :

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Не одна я в домике была, а с подружками своими.

(Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку).

- Воспитатель: А, где же, твои подружки? Ребята вы видите подружек?

Слайд №3 (Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек вместе с Матрешкой – девочкой на стол).

Фото №5 Конспекты занятий НОД развитие речи

- Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о русской народной игрушке - матрешке? Слайд №4

1 ребё нок:

Матрёшка на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

2 ребё нок:

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одё жки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3 ребё нок:

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

- Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я расскажу вам об истории создания русской матрёшки.

Первая матрешка появилась в России очень давно, более 100 лет назад.

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца Даруму и Фукуруму.

Слайд №5

Фото №6 Публикация История русской матрешки Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе размещена в разделах Конспекты занятий

Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Слайд №6

Фото №7 Все конспекты Матрешка матрёшки Матрёшки

Мастера наши переодели игрушку в русский сарафан с передничком, повязали на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Так звали девушку, которая работала в доме у художника Сергея Васильевича Малютина. Это он придумал нашу русскую игрушку матрешку.

Слайд №7, слайд №8

Фото №8 Конспекты занятий НОД Развитие речи

Стали русские мастера вытачивать матрешек из дерева, да потом расписывать яркими красками.

Самые известные – это три вида матрёшек :

Слайд №9

Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка.

Фото №9 Конспекты занятий НОД Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД апрель

- Как вы думаете, одинаковые все матрешки? Правильно, нет, они все разные. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

Слайд №10

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.

-Город Семенов, а матрешка, какая? Семеновская.

- Какие особенности росписи вы заметили? (Что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов).

-А, какие самые главные цвета? ( Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый).

- Воспитатель: Правильно вы заметили.

-Кто мне скажет, на какой звук начинается слово «Матрешка»?

-Произнесите слово «матрешка» так, чтобы звук «М» был долгим.

-Расскажите про этот звук, какой он? (Согласный, не поется, твердый.)

-Придумайте слова, которые тоже бы начинались на этот звук.

- А, на какой звук заканчивается слово «матрешка»?

- Какой это звук? Расскажите про него? (Он гласный, поется.)

Слайд № 11

-Правильно вы сказали.

- А, теперь, скажите сколько слогов в слове «матрешка»? (Три.)

Как это проверить? (Шагами, хлопками и подбородком). Саша, подойди и проверь.

Фото №10 Продолжать знакомить детей со звуками деление слова на слоги умение придумывать слова на заданный звук

Проверим подбородком.

Фото №11 Изготовить плоскостную игрушку матрёшку используя для украшения сарафанов разные виды круп горох фасоль гречку а так же семечки тыквы и зерна кофе

Слайд №12

-Действительно, вы правы, слогов в слове «матрешка» - три.

-А, теперь у нас игра.

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

-Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Представьте, что вы матрешки). А наша главная Матрешка нам поможет.

Дети стоят по кругу, в кругу девочка – Матрешка, поют песню «Мы веселые матрешки» и танцуют.

Слайд №13

Фото №12 Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера

- Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск. И называется она – Загорская матрёшка. Давайте повторим: Загорская.

Слайд №14

- Назовите отличия этих матрешек от Семеновских.

Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.

-Дети: Платок.

- Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись.

- А, ты что заметил? (В руках у матрешек то корзинка, то цветок, то грибок)

- Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.

Слайд №15

И называется она – Полхов-Майданская. Давайте повторим: Полхов – Майданская матрешка.

-А, у этих матрешек, что вы заметили особенного?

(У этих матрёшек нет сарафана и фартука.) Правильно. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и на голову, его не завязывали, как обыкновенный платок. Давайте повторим с вами новое слово: полушалок.

Слайд №16

-Ах, матрёшечка – матрёшка.

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

-Теперь, наша Матрешка приглашает всех ребят за столы, в свою мастерскую и покажет вам мастер-класс.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки. Все заготовки закрыты листочком бумаги.

- Воспитатель:

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Открываем глаза и убираем листочки.

Фото №13 Развивать интерес детей к народному творчеству Фото №14 Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству

Матрешка :

-Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.

Воспитатель:

-Наши матрёшки будут плоскостными, вот и заготовки, которые мы с вами заранее сделали из картона и пластилина. Теперь мы будем украшать сарафаны матрешек.

Матрешка :

-Чем будем украшать сарафаны матрешек?

-Что вы видите у себя на столе? (Горох, гречку, фасоль, тыквенные семечки, кофейные зерна.)

- Теперь, приступаем к работе.

Слайд № 17

Звучат русские народные мелодии в записи.

Фото №15 Воспитывать любовь к народному искусству Фото №16 Предварительная работа Фото №17 Рассматривание матрешек Фото №18 Использование раскрасок с матрешками в свободной деятельности

- Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы.

- Воспитатель: А, сейчас ребятки я хочу у вас спросить:

-Сколько лет назад появилась русская матрешка? От какой игрушки произошла? (100 лет назад от большеголового деревянного японца – Дарумы и Фукурумы).

-Как называлась первая русская матрешка? (Матреша, девочка с петухом).

-Кто первым придумал и расписал матрешек? Сергей Васильевич Малютин).

-У каких матрешек кофточка с вышивкой, они всегда в сарафанах, а в руках корзинка? (У Загорских.)

-У какой матрешки фартук весь в ярких букетах цветов? (У Семеновской.)

- Какая матрешка с полушалком на голове, у нее нет ни сарафана, ни фартука, только много цветов. (Полхов – Майданская матрешка.)

_Ребята, вы знаете, что названия матрешек зависят от того места, где их расписывают. А наши матрешки как будут называться? В каком городе мы живем?

Дети: В Благовещенске. Значит матрешки будут называться Благовещенскими!

-А, теперь давайте поставим своих матрешек на выставку, пусть наши гости полюбуются.

Фото №19 Изготовление заготовок плоскостных матрешек из картона и пластилина Фото №20 Приклеиваем готовые лица матрешек

- Вам понравилось в гостях у нашей Матрешки? Тогда, спасибо тебе Матрешка и до свиданья! А, нам пора в детский сад. Становитесь опять в паровозик, поехали.

Слайд 18

Фото №21 Ход Воспитатель Ребята а вы любите ходить в гости Воспитатель Отгадайте загадку и узнаете к кому в гости мы пойдем
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«История русской матрешки». Интегрированная НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 11:10
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД