Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Мария Магурина
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»

Цель: познакомить детей с народными традициями встречи весны на Руси.

Задачи:

• Закрепить знание детей названий времен года (зима, весна, лето, осень, признаки и приметы определенного времени года.

• Познакомить детей с народными традициями встречи весны русским народом.

• Пробудить интерес к истории русского народа, к богатому миру традиций.

• Закрепить знание детей названий птиц.

• Познакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок.

• Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (загадки, песенки, потешки, заклички, подвижные игры).

• Создать хорошее, радостное настроение.

Материалы и оборудование: иллюстрации с приметами весны, заплетенные из веревки косы разной толщины, тесто, доски для лепки, поднос, стеки, материал для украшения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций времена года, птицы, проговаривание примет весны, скороговорок, чтение художественной литературы, разучивание новых подвижных игр: «Жаворонки», «Ручеек», работа с тестом, заучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Воспитатель.

- Ребята, знаете ли вы, какие времена года у нас бывают?

Ответы детей.

Воспитатель.

- А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Весна. Все ждут весну: люди, природа, животные, птицы. Природа одевает свой новый зеленый наряд, многие животные просыпаются после зимней спячки и у них рождаются детеныши. Птицы возвращаются из далеких краев, чтобы свить гнездо и вывести птенчиков. Люди в деревне пашут землю, сеют зерно, сажают овощи. Приход весны люди научились определять по приметам:

Купаются воробьи ранней весной – к скорому теплу.

Журавль прилетел – скоро лед сойдет.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов больше не будет.

Когда перелетные птицы летят большими стаями – это к дружной весне.

Во время проговаривания примет на экране появляются иллюстрации, содержание которых подходит по смыслу к приметам.

Воспитатель.

- Еще люди зазывали к себе весну разными закличками, песнями, играми.

Люди брали в руки блестящие предметы (сокровища, выходили в поле подбрасывали «сокровища» вверх и кричали:

«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

А еще играли в игры. Хоровод-игра «Ручеек» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте с вами поиграем в эту игру.

Дети вместе с взрослыми играют в игру «Ручеек».

Воспитатель.

- Но все же самыми важными вестниками весны всегда принято считать птиц. Ведь не зря существуют приметы, если птицы вернулись из далеких краев – значит зиме конец, а весне начало. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Главным вестником весны всегда на Руси считали жаворонка. Если прилетели эти птицы – скоро быть теплу. Люди даже стали зазывать жаворонков, что бы быстрей наступила весна. Они выпекали маленьких птах и раздавали своим родственникам и детям. Давайте и мы сегодня слепим из теста таких птах.

Дети садятся за столы и из теста с помощью воспитателей лепят птах из двух колбасок, делают из темного изюма глазки и выкладывают на противень.

Воспитатель.

- Посмотрите, какие замечательные и забавные жаворонки у нас получились, а теперь мы отнесем их нашим поварам и попросим их испечь.

Противень с жаворонками уносят.

Воспитатель.

- Пока наши жаворонки пекутся, мы хотим вам еще рассказать, как ждали весну люди, жившие в деревне. В деревне с приходом весны, люди задумывались уже о будущем урожае. Чтобы узнать какой будет урожай – богатый или бедный, также проводили разные обряды. Один из таких обрядов мы с вами проведем сейчас и узнаем, какой урожай пшеницы будет в этом году. Нам нужно выбрать девочку – воспитанную, послушную, трудолюбивую.

Проводится игра-обряд «Косы». На веревку привязывают две косы, сплетенные из веревки, девочке завязывают глаза, медленно водят по кругу и говорят слова:

Дождик, дождик поливай,

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица!

Подводят девочку к веревке, и она должна дотронуться до косы, если она коснется тонкой – будет бедный урожай, а если толстой – будет богатый.

Проводится игра.

Приносят жаворонков, которые были приготовлены заранее.

Воспитатель.

- А вот и наши жаворонки, какие толстенькие смешные и забавные и румяные получились. Они уже простыли, и мы можем взять их в руки.

Детям раздают жаворонков.

Ребенок.

Жив жаворонок

По полю летает

Зернышки собирает,

Весну закликает!

Ребенок.

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму.

У нас корма нету!

Ребенок.

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Воспитатель.

- Вот и мы с вами позвали к нам весну, теперь точно морозы уйдут навсегда и будет тепло, солнечно, вырастет зеленая травка и будет в этом году богатый урожай!.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…»Конспект занятия «Как, бывало, в старину закликали птиц, весну…» Тема: «Как бывало в старину, закликали птиц, весну…» Программное содержание: Дать детям знания о русских традициях, обрядов встречи весны.

Фотоотчет «Как мы зиму провожали, а весну встречали!»Фотоотчет «Как мы зиму провожали, а весну встречали!» Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Задачи: создать настроение торжества и веселья; совершенствовать двигательные.

Беседа в старшей группе «Как на Руси весну встречали!» Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица. Задачи: Обобщение.

Фотоотчет о физкультурно-познавательном развлечении «Как казаки на Кубани весну встречали»Фотоотчет о физкультурно-познавательном развлечении «Как казаки на Кубани весну встречали» 15 февраля в нашем детском саду прошло физкультурно-познавательное развлечение "Как казаки на Кубани весну встречали". Народные игры являются.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия «Как на Руси весну встречали»
Опубликовано: 24 мая 2018 в 17:13
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Как не навредить ребёнку во время воспитательных...
Нет таких детей, которые были бы идеальны, всегда слушались взрослых и не капризничали. В случае конфликтных ситуаций надо стараться действовать спокойно,...
Мастер-класс по аппликации из кругов «Подсолнух»
Подсолнухи многие называют маленькими солнышками, а этот цветок очень интересен детям, ведь внутри него прячутся вкусные семечки. В прошлом году мы делали...
Конспект досуга для детей младшего дошкольного возраста «Мой друг-светофор»
Конспект досуга для детей младшего дошкольного возраста "Мой друг-светофор". Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи:...
Несколько идей для подарка «Сумочки своими руками»
Уважаемые коллеги! Перед каждой из нас в определенное время встаёт вопрос что подарить подруге, сестре или дочке. Тему сумочных подарков в своей публикации...
Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в детстве, влияет...