Получи документы

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы (9 фото)

Светлана Александровна Мажова
Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Задачи:

- развивать вкус и художественно-эстетическое восприятие;

- учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов и осваивать характерные элементы, колорит, композицию;

- изготовить поделку аппликацию "Разделочная доска" для с элементами городецкой росписи.

Публикация «Конспект занятия по познанию „Народные промыслы России“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы

Оборудование: наглядный материал «Матрешки», деревянная посуда с хохломской, городецкой росписью и посуда с росписью гжель.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побеседуем с вами о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских народных промыслах.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Фото «Народные промыслы России»

Воспитатель: Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь. Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

Конспект занятия по познанию  для детей старшей группы - фото

Воспитатель: У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в селе Хохлома Нижегородской области. В Хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи, а называли ее хохломской. Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника.

Воспитатель: Посмотрите, какие основные цвета использовал художник?

Ответы детей: черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета.

Воспитатель: Какие узоры использовали художники?

Ответы детей: ягоды, листья, цветы, завитки.

Воспитатель: А какое настроение вызывает эта посуда?

Ответы детей: Доброе, хорошее и праздничное.

Воспитатель: Искусство росписи передавалось из поколения в поколение - от отца к сыну, от деда к внуку.

Воспитатель: А сейчас посмотрим альбом в стиле "Гжель". Что, вы, видите общего на этой посуде?

Ответы детей: сине-голубой узор на посуде.

Воспитатель: Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки.

Воспитатель: С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Богородские игрушки умеют двигаться, чем особенно нравятся детям.

- А вот глиняные лепные игрушки делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала они служили оберёгом для семейного очага, а потом их стали раскрашивать яркими красками и использовать, как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники». Дети, а вас есть такие игрушки?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Ответы детей: Матрешка.

Фото №1 Цель Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она делится на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

Воспитатель: Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми. Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России и нашего Тульского края?

Ответы детей: Тульские самовары и пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки.

Воспитатель: Предлагаю вам сегодня побыть в роли народных умельцев и изготовить поделку.

Продуктивная часть:

Фото №2 Народные промыслы игрушки прикладное творчество народного декоративно прикладного искусства Фото №3 Публикация Конспект занятия по познанию Народные промыслы России для детей старшей группы размещена в разделах Конспекты занятий Фото №4 Все конспекты Народные промыслы игрушки прикладное творчество Нравственно патриотическое воспитание Патриотическое воспитание

Рефлексия:

Фото №5 Конспекты занятий Родина Россия

Воспитатель: Очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси. Вот и вы сегодня попробовали себя в роли народных умельцев. Ай, да молодцы! Какую красоту своими руками создали!

Фото №6 Конспекты занятий Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД май
Публикации по теме:

Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России»Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России» .

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Улитка» для детей старшей группыКонспект интегрированного занятия по познанию «Улитка» для детей старшей группы Программное содержание: -расширить и уточнить знания детей об улитке. -активизировать словарь детей. -развивать память, моторику рук. -воспитывать.

Фотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России»Фотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России» С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — промысел. Она сочетала производство.

Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет)Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет) В нашем детском саду появилась новая традиция! В марте мы проводим «Ярмарку», где представлены народные промыслы России. В прошлом году.

Конспект интегрированного занятия по познанию на тему «Космос» для детей старшей разновозрастной группыКонспект интегрированного занятия по познанию на тему «Космос» для детей старшей разновозрастной группы Цель: расширить представления детей о космосе и изготовить коллективную творческую работу по аппликации в технике пластилинографии "Космическая.

Лэпбук «Народные промыслы России»Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,.

Мини-музей «Народные промыслы России»Мини-музей «Народные промыслы России» Мини-музей "Народные промыслы России" Цареградская Анна Сергеевна. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала.

Проект «Народные промыслы России» в старшей группеПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Проект старшей группы «Народные промыслы»Проект старшей группы «Народные промыслы» Цель: Вызвать интерес к  разным видам народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы
Опубликовано: 3 мая 2022 в 10:37
+652Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 135.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД