Папки-передвижки

Конспект НОД по знакомству с народной игрушкой в подготовительной к школе группе «Бабушкин сундучок»

Вера Ермакова
Конспект НОД по знакомству с народной игрушкой в подготовительной к школе группе «Бабушкин сундучок»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»)

Программные задачи:

Образовательные

1. Познакомить детей с народной игрушкой, с историей возникновения игрушек на Руси.

2. Помочь детям освоить новый способ поделки - рукоделие из лоскутов, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность ее внешнего вида (объем, самобытность).

Публикация «Конспект НОД по знакомству с народной игрушкой в подготовительной к школе группе „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

Активизация словаря: берендеечник, Травница, куклы-лихоманки.

Развивающие

1. Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.

2. Развивать творческое воображение.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное отношение к народным игрушкам.

2. Воспитывать чувство гармонии и красоты.

Предварительная работа: чтение потешек, разучивание колыбельных песен, русских народных игр.

Оборудование: Народные куклы (образцы) : кукла Бессоница, кукла Кувадка, обрядовая свадебная кукла, кукла Пеленашка, кукла Травница, Куклы-лихоманки, Кукла-перевертыш, кукла- Колокольчик;разноцветные лоскуты, нитки; кукла (младенец, игрушки из глины и дерева, иллюстрации «Порядок изготовления куклы Пеленашка», музыкальная запись.

Ход непосредственно образовательной деятельности

В горницу входит хозяйка (воспитатель в костюме, вносит куклу (младенца, которая плачет, приговаривая:

Девочка клубничка,

Румяное личико.

Щечки что яблочки,

Губки как ягодки.

Носик - курносик

Пуговкой,

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

Воспитатель: Ребята, подумайте, что делать, чтобы успокоить малыша.

Предполагаемые ответы детей: покачать, дать конфетку.

Воспитатель укладывает куклу Машу в люльку под пение колыбельной песни: «Баю, баюшки, баю…» - Машенька засыпает.

Воспитатель: Ребята, как я смогла успокоить малыша?

Предполагаемые ответы детей: спели колыбельную песню.

Воспитатель: А кто может объяснить, что такое колыбельная песня?

Предполагаемые ответы детей: Песня, которую поют детям, чтобы они заснули, перед сном.

Воспитатель дополняет ответы: Название песни произошло от слова «Колыбать» - колыхать, качать и «байка» - баюкать, усыплять.

Предлагает послушать русскую народную колыбельную песню (звучит фонограмма)

Воспитатель: А вы ребята, когда ложитесь спать, берете с собой игрушки в постель? Назовите свои любимые игрушки.

Предполагаемые ответы детей: мишка, кукла, машинка.

Воспитатель: А откуда игрушки появляются у вас дома, в детском саду?

Предполагаемые ответы детей: из магазина.

Воспитатель: А ведь в старину магазинов не было, и самые первые игрушки были камешки, палочки, кусочки кожи и меха. Затем родители начали давать детям колокольчики, трещотки, пестрые лоскутки ткани, вешать подвески с шумом на люльки. Народные умельцы начали изготавливать игрушки из глины (показ Дымковской игрушки, филимоновской свистульки). Кто из вас помнит название этого промысла?

Предполагаемые ответы детей: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка.

Воспитатель: Делали игрушки из дерева. Есть очень известные игрушки (показ Богородской игрушки и семеновской матрешки). Кто назовет промысел?

Предполагаемые ответы детей: Богородская игрушка, семеновская матрешка.

Воспитатель: А еще одна известная вам игрушка – «неваляшка», раньше вырезалась из дерева и называлась она «чебурашка».

Были в народе мастера, которые мастерили только игрушки для детей. Их назвали «берендеечниками», а игрушки – «берендейки», «бирюльки».

У мальчиков и девочек в старину были чисто мужские и чисто женские игрушки. Для мальчиков делали деревянные луки, мечи, чтобы они могли упражняться в стрельбе и военных играх. А для девочек изготавливали соломенные и тряпичные куклы. Существует три больших группы кукол : обереговые, обрядовые и игровые. Вот некоторые из них. (показ кукол и объяснение о них).

Обрядовая свадебная кукла

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви под дугой упряжки подвешивали пару кукол: кукла Невесты и кукла Жениха, чтобы бы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты.

Кувадки.

Название куклы произошло от названия обряда - «кувады». Он существовал до середины XIX века и был связан с рождением ребенка. Куклу Кувадку делали за 2 недели до родов. Наши предки считали, что самые незащищенные от злых духов - только что рожденные дети. И поэтому женщину отправляли рожать в баню, чтобы злых духов к избе не привлечь. Дух, по мнению предков, начинает искать свою цель, а по стенам предбанника уже заранее развешаны эти куклы. Первое зло, которое было предназначено женщине и маленькому ребенку, они брали на себя. Потом Кувадки сжигались. Для изготовления куклы Кувадки использовались лоскуты яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити.

Бессонница.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Пеленашка.

В старинной русской деревне люди были лишены элементарной медицинской помощи. Рождение ребенка было опасным как для матери, так и для младенца. Крестьяне считали, что это злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы переманить на себя все напасти. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой.

Куклы-лихоманки

Они делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили болезни, те которые они на себя взяли.

Они все очень интересно назывались: Кашлея брала на себя кашель, Чихея - насморк, Знобея - озноб. Были Коснея, Немея, Глухея, не обязательно только простудные заболевания. А вот летом они в доме не находились, потому, что болеть не было времени, нужно работать в поле.

Кукла-травница

Кубышка-травница набивалась различными травами. Зачем? Вот играет малыш с ней, запах от нее исходит, и сон приходит или насморк-кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.

Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Была такая кукла Убоженка, она делалась нарочито неряшливой, в старой одежде, для того чтобы ребенка научить состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет.

Кукла- «Колокольчик».

Эта кукла считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем сделать тряпичную такую куклу для наших игр, добром вспомним тех самых своих далеких предков. Чтобы нам было удобно работать, разомнем свои пальчики.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) :

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее). Проводится 2 раза.

Воспитатель: Чтобы кукла ваша получилась красивой, внимательно смотрите за тем, как я буду показывать вам порядок ее изготовления. На доске висят подсказки – все мои действия нарисованы на картинках.

Продуктивная деятельность детей.

Кукла Пеленашка

Воспитатель: У вас получилась простая, милая тряпичная кукла в красивом наряде собственной художественной ручной работы, ни на кого не похожая, единственная и неповторимая! Вы все очень старались, вложили в свою работу частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Обязательно отнесите их домой, и покажите своим родителям.

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

Публикации по теме:

Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в процессе проектной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Белгорода детский сад комбинированного вида № 25 План работы экспериментальной.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по знакомству с народной игрушкой в подготовительной к школе группе «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 14 июля 2014 в 21:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД