Папки-передвижки

Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС

Ольга Владимировна
Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС

Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приказом N 1155 утвердило новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрированный в Минюсте России 14.11.2013 N 30384.

Цель работы вытекает из актуальности:

Способствовать открытости дошкольного образования к внешним запросам, путем взаимодействия педагогов с семьями воспитанников и вовлечения их в образовательную деятельность.

Для реализации цели определены следующие задачи:

Публикация «Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС» размещена в разделах

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; - повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Основой для разработки и реализации наших проектов, стали характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

«Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС

Актуальность данной работы заключается в соответствии с тем, что 17 октября 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации приказом N 1155 утвердило новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрированный в Минюсте России 14.11.2013 N 30384.

А так как, в приоритетах формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года в основу положен принцип открытости образования к внешним запросам суть изменений управления в системе образования будет заключаться в следующем:

- общественность участвует в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне, поэтому необходимо стимулировать создание наблюдательных, попечительских и управляющих советов); - учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, для этого включая размещение на собственном сайте такой информации как: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <;2> в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Рассмотрим пункт 1.4. стандарта «Основные принципы дошкольного образования» :

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

И выберем пункт пятый для определения основного принципа данной работы: сотрудничество Организации с семьей.

Проанализируем пункт 1.6. Стандарта, который направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В нашей работе основной задачей обозначим пункт девятый: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В пункте 1.7. указано, что Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Опираясь на шестой пункт Стандарта, выберем оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, как основной подход в достижении результата нашей работы.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, указанные в пункте 3.2.5. Стандарта, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях :

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В соответствии с п. п. 5, пункта 3.2.5., вновь утвержденного Стандарта дошкольного образования, основополагающим условием в нашей работе мы обозначили: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекая их в образовательную деятельность и поддерживая образовательные инициативы семей наших воспитанников.

Исходя из данных условий, были созданы и реализуются в настоящее время следующие образовательные проекты:

проект по формированию здорового образа жизни - «Малышок-здоровичок»;

проект по нравственно-патриотическому воспитанию :

-«Родничок родного края»;

-«Каждой пичужке - своя кормушка»;

-«Я люблю свой город».

Опираясь на пункт 4.4. Стандарта, в котором настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности;

взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Выделим для достижения результатов следующие требования к своей работе: взаимодействия с семьями и информирования родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования.

Основой значимой для разработки и реализации наших проектов, стали характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Вследствие этого, формами взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей являются:

индивидуальные консультации и беседы;

информационные папки;

родительские собрания;

просмотр видеосюжетов из жизни детей в группе и детском саду;

привлечение родителей к пополнению предметно - развивающей среды группы;

проведение мастер – классов «Игра в театр» и др. ;

совместные физкультурно-оздоровительные досуги: «Малые олимпийские старты» ;

организация конкурсов «Вместе с мамой, вместе с папой», «Лучшая кормушка» и др. ;

а также и другие совместные детско-родительские проекты.

За короткий период работы достигнуты планируемые положительные результаты:

- повысилась мотивация родителей к непосредственному участию их в образовательной деятельности, к пополнению предметно - развивающей среды группы;

- повысилась компетентность законных представителей воспитанников, что привело к сплочению коллектива и обеспечение эмоционального благополучия в группе.

Подводя, промежуточный итог нашей работы мы делаем вывод:

конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя является одним из основных условий внедрения ФГОС.

---

<1> Российская газета, 25 декабря 1993 г. ; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.

<2> Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Публикации по теме:

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

«Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения ФГОС ДО» Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Использование игр в работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.

Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования Проблема внедрения новых ФГОС Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно.

Проектная деятельность как технология вхождения ребенка в мир социальных отношений в ходе внедрения ФГОС до в ДОУ. 2 слайд) Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Совместное творчество ребенка и родителя В настоящий момент редкий родитель может похвастаться тем, что проводит достаточно времени со своим ребенком. Большую часть времени взрослые.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький.

Взаимодействие с родителями по реализации индивидуального подхода ребенка с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС до Комметрарии к слайдам. 1. слайд. Тема. 2 слайд. Дети с ОВЗ. Давайте уточним, кто же такие дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями.

Эффективное взаимодействие педагогов с детьми в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта Круглый стол для педагогов на тему: «Эффективное взаимодействие педагогов с детьми в рамках внедрения ФГОС ДО» Упражнение " Грецкий орех".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструктивное взаимодействие ребенка, воспитателя и родителя как условие внедрения ФГОС
Опубликовано: 11 апреля 2016 в 14:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД