МААМ-картинки

Методическое пособие «Арттерапия как средство социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Юлия Сероткина
Методическое пособие «Арттерапия как средство социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста»

«Интонация, мелодия, лад, ритм,

гармония отражают окружающую

нас действительность – природу,

мир человеческих чувств, историю,

будущее человечеств

В. А Сухомлинский

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. По мнению ведущих психологов, врачей в нашей стране наблюдается вялотекущая возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни.

Публикация «Методическое пособие „Арттерапия как средство социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Такие социальные факторы, как агрессия в семье, разводы родителей, неполные семьи, алкоголизация, наркотизация и криминализация общества служат мощными причинами, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье детей. Так в России, более 60 % наших детей находиться на грани нервного срыва, что является основной причиной необычного (девиантного) поведения детей; они или гиперактивны (перевозбуждены, агрессивны, или гипоактивны (в состоянии угнетения, депрессии, аутизма, фобий).

Экстремальные условия Крайнего Севера сказываются на здоровье детей. Низкое содержание кислорода вызывает головокружение, в период полярной ночи отмечается спад творческой активности, быстрая утомляемость детей, все это влечет за собой трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, вызывает повышенную тревожность и страхи.

В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. Назрела необходимость введения здоровьесберегающей педагогики в работу с детьми.

Анализ сложившейся ситуации в нашей стране и регионе в сфере психического и социального здоровья детей позволил выделить ряд противоречий:

- между заказом общества на социально здоровое, гармонично развитое поколение и резким ухудшением психосоциального здоровья детей;

- между инициативой педагогов, проявляющейся в их творческом подходе к организации образовательного процесса, и отсутствием знаний и умений использования здоровьесберегающих технологий.

Вследствие этого возникла проблема выбора и использования здоровьесберегающей технологии, обеспечивающей эффективную работу по сохранению и укреплению социально-эмоционального здоровья детей.

Внутренний мир ребенка с проблемами в эмоциональном развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения.

Г. П. Шипулин еще в 1928 году отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Психологи Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка.

Последние исследования педагогов, психологов показали, что один из наиболее эффективных способов оздоровления детей является арттерапия, где музыка используется в профилактических и коррекционных целях.

Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства социально-эмоционального воспитании и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую (медицинскую) направленность, а рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и социальном здоровье личности, детского коллектива средствами музыкальной деятельности.

Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется: многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, способностью к интеграции, трансформации.

Арт-терапия включает в себя несколько направлений работы: музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, игротерапия.

Таким образом, если в процессе оздоровления детей посредством искусства приобщать детей к пению, слушанию классической музыки, (работать над пластикой и красотой движений, развивать общую музыкальность, использовать игру как терапевтическое средство, то у дошкольников будут сформированы такие качества как толерантность, доброжелательность, миролюбие, эмпатия, положительное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, положительная «Я-концепция», развито чувственное познание, музыкально-творческие способности, что и послужит основой укрепления социального здоровья.

В связи с этим основная цель работы с детьми - сохранение и укрепление социального здоровья детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.

Реализация поставленной цели требует решения совокупности следующих задач:

1. Профилактика и коррекция нарушений социально-эмоционального развития детей средствами музыкотерапии, танцетерапии, вокалотерапии, игротерапии.

2. Облегчение процесса воспитания детей с помощью музыкально-художественных образов разного порядка (зрительных, слуховых, тактильных).

3. Создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

4. Выработка гуманно-ориентированной модели поведения у детей.

5. Развитие музыкально-творческих способностей детей

Вся педагогическая работа с детьми строится на следующих принципах:

- принцип соизмерения преподносимого музыкального материала;

- принцип поиска ассоциаций;

- принцип контрастного сопоставления;

- принцип многообразия;

- принцип нахождения аналогий;

- принцип восприятия и выражения личностного смысла переживаний от явлений окружающего мира в его «звуковой картине»;

- принцип вариативности смысловых трактовок при воплощении в музыке значимого для детей смысла жизненного явления;

- принцип «вхождения в мир звука и звуковых сочетаний».

Занятия построенные на принципах арт-терапии проводиться в форме тематического и имеет определенную структуру.

Начало занятия – настрой на восприятие музыкальных произведений. Задача первого этапа состоит в подготовке детей к музыкальной деятельности и внутригрупповому общению. Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные движения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.

В содержание второго этапа полезно включать элементы музыкотерапии или вокалотерапии. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции, музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягким мелодико-ритмическим рисунком. После прослушивания создаются условия для внутригруппового общения. Считается, что вербализация помогает улучшить самочувствие, и в какой то мере освободиться от внутренних переживаний.

Поэтому детям предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у них в процессе прослушивания музыкальных произведений.

Третий этап – выражение полученных эмоций в танце. Здесь можно использовать различные виды танцевального искусства: образно- сюжетный, танец-импровизация, современный детский или народный танец. Таким образом, ребенок языком движений сообщает о себе, учится понимать и анализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать.

Четвертый этап направлен на развитие эмоциональной сферы детей через использование психогимнастики. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психосоциального здоровья ребенка. Осуществляется перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к освобождению от неприятных эмоций.

Заключительный пятый этап занятия предполагает рефлексивный анализ работы на занятии. Следуя древней и мудрой традиции, приглашаем детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться своими чувствами и переживаниями. В таком взаимодействии обычно присутствуют элементы «психологического поглаживания» посредством доброжелательных высказываний, так называемого положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, складывающейся на занятии, позволяет каждому участнику пережить ситуацию успеха в том или ином виде музыкальной деятельности. В итоге, приобретается позитивный опыт самоуважения и самоприятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

Предложенная методика проведения музыкального занятия на основе арт-терапии может использоваться в работе с детьми от 5 до 7 лет. Такие занятия можно проводить 1 раз в месяц, как в первой, так и во второй половине дня в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Наряду с арт-терапевтическими, проводятся занятия с традиционной структурой, но включается один элемент из музыкальнооздоровительных методик : вокалотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, игротерапия. Такие занятия могут проводиться с детьми от 3 до 7 лет. В данном пособии раскрыто перспективное планирование направлений арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста, предложен музыкальный репертуар.

Задачи, которые решает педагог в процессе оздоровления детей средствами музыкального искусства тесно связаны с психологией. Но музыкальный руководитель не всегда может владеть необходимыми психологическими знаниями и во избежание негативных последствий использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста необходима грамотная помощь психолога. Поэтому предусматривается тесная взаимосвязь работы музыкального руководителя и психолога в вопросах диагностики социально-эмоционального развития детей, выделения групп риска, планирования и проведения занятий.

Сочетание социально-эмоционального развития, духовной и нравственной чистоты, эстетического отношения к жизни и к искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания.

К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению только к одаренным детям, проявляющим самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке не надо.

Каждому родителю необходимо помнить, что детей не восприимчивых к музыке, нет, каждый нормальный ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, получают знания о воспитании и развитии детей через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Поэтому музыкальным руководителям необходимо оказать помощь семьям в вопросах приобщения детей к музыкальному искусству.

Сохранение и укрепление социального здоровья средствами музыкального воспитания во многом зависит от активного сотрудничества ДОУ и семьи. В связи с этим при планировании работы с родителями были определены следующие задачи:

- формирование единого психолого-педагогического пространства «семья-ребенок-педагог»;

- вовлечение родителей в проблемное поле профилактики и коррекции социально-эмоционального развития детей средствами арттерапии;

- повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах музыкального воспитания;

Безусловно, арт-терапия не представляет чудодейственную силу, способную в полной мере решить все проблемы психосоциального здоровья детей. Вместе с тем оздоровление средствами музыкального воспитания способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, формируется здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Уважаемые педагоги, опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе. Верьте, что все мы способны быть подлинно творческими.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Это авторское учебно-методическое пособие для детей раннего возраста.Это авторское учебно-методическое пособие для детей раннего возраста. "Игрушки" - это авторское учебно-методическое пособие для детей раннего возраста. Оно направлено на ознакомление с произведениями А. Барто,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Арттерапия как средство социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 10:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД