МААМ-картинки

Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

Дарья Коньякова
Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией

Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.

Связная речь должна отражать все стороны своего предметного содержания. В методике термин «связная речь» определяется как:

- процесс говорящего,

- продукт, результат деятельности,

Публикация «Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах

- название раздела работы по речевому развитию.

Задачи речевого развития дошкольников не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в связной речи, которая включает в себя все достижения ребенка в процессе обучения родному языку: звуковой, грамматический строй, словарный запас. Именно старший дошкольный возраст является периодом формирования связной речи и развития восприятия, обсуждения, обдумывания плана высказывания, рассуждения.

На становление связности речи влияют содержательность текста и мысли, звуковая и грамматическая правильность, последовательность и логический порядок, точный выбор слов и эмоциональная выразительность.

Связность речи непосредственно связана с мыслями человека. Формирование связной речи напрямую связано с развитием познавательной действительности. В процессе познания происходит удержание в памяти образов, обобщения, внимания к содержанию высказываний.

Только в процессе взаимодействия, общения со взрослыми и сверстниками, формируется диалогическая речь. А монологическую речь рассматривал как умение применять языковые средства для определенного высказывания. Овладение этими умениями возможно в ходе целенаправленного обучения. Важным в процессе формирования связной речи, является чтение детям литературы. Знакомство с книгами, художественными произведениями дают основу для развития связной речи. Дошкольники овладевают умением сначала пересказывать, а затем, на основе этого, у них формируется умение самостоятельно составлять рассказы.

На процесс становления связного высказывания ребенка влияет ввод новых слов, словосочетаний, лексических единиц в определенных ситуациях общения, При этом, важно учитывать индивидуальность словаря дошкольника. Важно научить дошкольника употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом. Это способствует дальнейшему умению связывать их по смыслу. Ребенок, постепенно, от отдельных высказываний учится выстраивать сначала диалог, а затем и монолог.

Диалогическа речь – это форма разговорной разновидности языка. Представляет собой проявление непрерывной коммуникативной функции.

Диалогическая речь строится на основе вопроса и ответа, обмене высказываниями.

Монологическая речь – это более развернутая форма речи, она различается произвольностью и организованностью. По мнению многих исследователей и ученых, монологическая речь требует специального речевого воспитания.

Монолог относится к более сложному виду речи и имеет одного субъекта. Представляет собой сложное синтаксическое целое, не связанное с речью собеседника.

Монолог относится к развернутой форме речи. Включает в себя литературную лексику, синтаксическое оформление, последовательность изложения, логическую завершенность.

В методике обучения детей родному языку важно учитывать взаимосвязь диалогической и монологической речи. В процессе коммуникативного общения, со взрослыми и сверстниками, дошкольники овладевают разговорным стилем речи, который характерен для диалогической речи. Умения и навыки, которые дошкольники получают в процессе диалогической речи, создают предпосылки для овладения монологической речью в старшем дошкольном возрасте. В овладении описанием и повествованием, дошкольникам помогают приобретенные, в процессе обучения, умения отвечать на вопросы, строить сообщение последовательно, связно, логично.

Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Главной целью в организации работы является освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастным развитием.

Существует большое количество методик коррекции связной речи :

1. Развивать способность детей воспроизводить по памяти подробности увиденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста, формировать ритмико-мелодический компонент текста в процессе работы над связной речью

2. Разделы в работе над развитием связной речи :

-обогащение словарного запаса детей;

-обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

-разучивание стихотворений;

-отгадывание загадок.

Такая работа должна проводиться с дошкольниками, которые уже владеют разговорной речью. Их словарь должен быть приближен к возрастной норме и включать достаточное количество слов разговорной лексики

3. Формирование связной речь по разделам :

- словарная работа,

- описание объекта,

- рассказывание по серии картин,

- заучивание стихотворений,

- пересказывание художественных текстов.

Детей нужно учить воспринимать текст на основе рассматривания картинок и сопоставления их с определенной частью рассказа.

В процессе обучения рассказу и пересказу, нужно подбирать предметные картинки к определенному эпизоду и восстанавливать логическую последовательность серий картин.

4. Работу, по развитию связной речи, можно осуществлять исключительно на поздних этапах преодоления общего недоразвития речи. Связную речь, возможно формировать только у детей с высоким уровнем интеллектуального развития, тем самым отвергают возможность работы по развитию связной речи с детьми с низким уровнем.

Раскрывают пять этапов по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня :

- подготовительная работа,

- занятия по пересказу,

- обучение рассказыванию по картинам,

- обучение рассказу-описанию,

- обучение рассказыванию с элементами творчества.

Таким образом, необходим постепенный переход от простого к сложному, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

5. Рекомендовано в работе над связной речью, использовать дополнительные средства: наглядность и моделирование плана выказывания. Все упражнения постепенно усложняются, схемы и наглядность постепенно убираются.

Главной в системе работы является то, что происходит формирование связной речи даже у тех детей, которые ранее не владели подробными смысловыми высказываниями.

6. Приемы коррекционной работы проводят в системе. Всю работу делит на три этапа, на каждом из которых проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и связной речи.

-обучение дошкольников подробному, выборочному, а затем творческому пересказу

- перед работой над текстом проводить обязательный его анализ.

-вся коррекционная работа должна завершиться составлением рассказа из личного опыта, что является самым сложным.

7. Разработано новое направление в логопедии, связанное с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией и поисками наиболее действенных методов их преодоления.

Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи, принципиально отличающаяся от традиционно принятой в логопедической практике.

Методика базируется на современном представлении о том, что связная речь является сложной речемыслительной деятельностью, для овладения которой необходимо усвоить определенные правила:

- правило смысловой связи предложений в рассказе,

- правило лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

- формировать умения и навыки связной речи используя картинно – графический план.

Система развития связной речи состоит из четырех взаимосвязанных разделов :

1. раздел. Формирование ориентированной основы действий по узнаванию связного рассказа.

2. раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации речи.

3. раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

4. раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации сообщения.

Главная задача данной программы дать детям представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.

Широко применяется метод наглядного моделирования. Детям предлагаются ориентированные карточки, графические записи, таблицы, сенсорно-графический план, картинно- графические схемы.

Структуру мысли простого предложения моделируют наглядно- графические записи. Предметно-постановочные таблицы отражают смысл повествования. Используемые при формировании навыков описательной речи, графические планы и схемы, предоставляют возможность детям следить за содержанием рассказа, одновременно развивая контроль за собственной речью.

Таким образом, в речевом воспитании детей главной задачей становится обучение дошкольников связной речи, так как именно в дошкольный период времени, закладываются основы формирования связного высказывания. Именно в связной речи дошкольника формируется коммуникативная функция речи и языка.

Связная речь, определяется как единое, грамматически выстроенное высказывание, имеющее логическую последовательность и завершенность. Диалогической речью дошкольники овладевают в процессе коммуникатичного общения со взрослыми и сверстниками.

Монологичекая речь требует специального речевого воспитания.

Формирование связной речи является актуальной проблемой современной логопедии. Моторная алалия входит в общее недоразвитие речи. У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

У детей с моторной алалией, с нормальным слухом и сохранным интелектом нарушены, или отстают от нормы фонетический, лексический, грамматический компонеты. Речевая несостоятельность проявляется в недостатках восприятия речи.

Имеются нарушения в связной речи. Детям старшего дошкольного возраста с моторной алалией, сложно передать последовательность событий, изложить главное, передать смысл явлений и событий.

При объединении предложений в связные высказывания, у старших дошкольников, обнаруживается не умение строить контекст даже в случаях достаточно развитой диалогической формы речи.

У дошкольников с моторной алалией низкая активность речи. Мимика и жесты компенсируют недоразвитие речи в процессе общения с окружающими.

На уровне произвольности и осознанности отмечается недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Особенно страдает вербальная память на слова, фразы, тексты.

В процессе коррекционной работы, дети старшего дошкольного возраста с моторной алалией, могут приобретать определенные умения и навыки, но они остаются детьми с недоразвитой речью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич.

2. М. : Просвещение, 2004. – 288 с.

3. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 158 с.

4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – Москва: Просвещение,1985. – 357 с.

5. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Просвещение, 1990. – 316 с.

6. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Издательство ГНОМ и Д, 2001.

7. Левина, Р. Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1951. – 234 с.

8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1985. – 214 с.

9. Лепская, Н. И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. – РАО, 1994.

10. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи детей 6 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 144 с.

11. Ткаченко, Т. А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет.

12. / Т. А. Ткаченко. – М. : Ювента, 2008. – 24 с.

13. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Просвещение, 1989.

14. Флоренская, Ю. А. Избранные работы по логопедии / Ю. А. Флоренская. – М. : Астрель, 2006. – 233 с.

15. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. – Москва: Тривола, 1994. – 324

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Опубликовано: 23 января 2023 в 13:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД