МААМ-картинки

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников (5 фото)

Анастасия Аницкая
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации; это система методов и приемов работы с дошкольниками, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах

- развитие связной и диалогической речи у детей;

- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

- обучение детей правильному звукопроизношению;

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинали работу с простейших мнемоквадратов,

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

последовательно переходили к мнемодорожкам,

Фото №1 Мнемотехника от греч

и позже - к мнемотаблицам.

Фото №2 С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи Публикация Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников размещена в разделах Мнемотехника

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей.

Работать с мнемотаблицами начали со средней группы. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем календарь природы, модельные часы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые обозначения времен года: осень — желтая; зима — белая; весна — голубая; а лето - зеленый. При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь —, снег —, солнце —, дерево —. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: цвет белый - символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в средней группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года». А в старших группах уже идет зрительной запоминание признаков.

Опираясь на опыт педагогов, разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Фото №3 Опорные картинки мнемотаблицы Развитие ребенка

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемо-игры для образования родственных слов.

Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная, потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”. Если слово ласковое, маленькое – снежок. Если слово длинное – снегопад. Если слово красивое, слово признак – снежный (ком). Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка. Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Если слово лёгкая, пушистая – снежинка. Если слово – цветок – подснежник. Если слово — птица — снегирь.

Для ознакомления дошкольников с окружающим миром в нашей группе мы используем запрещающие знаки в природе - для закрепления детьми материала, что в природе делать нельзя!

Фото №4 Материалы для педагогов Развитие речи

Используем в нашей работе с детьми модель по уходу за растениями, модель размножения растений. Для наблюдений за растениями в нашем огороде мы ведем дневник наблюдений каждого растения.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширился круг знаний об окружающем мире;

активизировался словарный запас;

дети преодолевают робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы - модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников «Дидактическая игра, как средство развития связной речи дошкольников» Полкова Александра Сергеевна, Хорькова Анна Васильевна, воспитатели.

Режиссерская игра как средство развития связной речи у старших дошкольников Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Подготовил: воспитатель.

Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", рассказывать. Талантливые сказочники в народе.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Педсовет «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников» ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА Слайд2 «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников». Дата проведения:.

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Пояснительная запискаОдной из главных задач воспитания и обучения детей.

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной.

Практикум «Мнемотехника как средство развития речи и образной памяти дошкольников» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Опубликовано: 28 октября 2019 в 14:31
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД