Папки-передвижки

Музыкально-дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Плаксина
Музыкально-дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития музыкального воображения у детей старшего дошкольного возраста

Музыкальное воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения

Публикация «Музыкально-дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки.

Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития музыкального воображения, оно имеет важное значение для развития личности ребенка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он научается по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, связаны, с одной стороны, с уровнями развития их игровой деятельности и воображения и, с другой стороны, с характером общения со взрослым и сверстниками, с возможностью подчинять свою деятельность инструкции взрослого, со спецификой музыкального восприятия. Если музыкальное воображение отсутствует в дошкольном возрасте необходимо создавать основу для его возникновения. Поэтому следует уделять внимание:

- организации восприятия музыки и освоению музыкального опыта

- развитию специфически «дошкольной» формы воображения детей

- включению отдельных компонентов музыкального воображения, в первую очередь музыкальной «предметной» среды

- широкому использованию игр, построенных на музыкальной основе.

Эффективность работы по развитию музыкального воображения у детей старшего возраста определяет следующее

. тесный контакт музыкального руководителя и всех педагогических работников ДОУ.

• создание эмоционального-психологического комфорта на занятии.

• воспитание исключительно на позитивной основе.

• организация развивающей образовательной среды.

В ходе работы можно использовать следующие формы работы: музыкальные занятия и досуги, праздники, музыкальную деятельность на других занятиях, организацию самостоятельной игровой деятельности, работу с родителями.

Музыкальное занятие — главное в воспитании грамотного слушателя, способного глубоко чувствовать музыкальное произведение, понимать его язык, получать самые яркие впечатления от встречи с искусством.

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника. Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приёмы.

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения - слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• «Цвет — настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминатьновые слова и музыкальные термины;

• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

• «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением;

• коллективного сочинения различных историй на музыку, требующих умения подстроиться под содержание ранее придуманного рассказа.

Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека а также подбирается иллюстративный материал.

Таким образом, музыка может выступать особой предметной средой, которая, на ранних этапах развития воображения позволяет последнему реализоваться, а к концу дошкольного возраста становится его структурным компонентом.

Учитывая особенности музыки, можно сказать, что она представляет собой эффективное средство, помогающее ребенку приобрести независимость от наглядных впечатлений и представлений.

Комплекс музыкально-дидактических игр по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактическая игра «Жили-были звуки»

Цель : развитие музыкального воображения детей 5 – 7 лет, знакомство детей данного возраста с начальными основами музыкальной грамоты (высота звука, длительность, музыкальные интервалы, аккорды и др., при этом наиболее сложные музыкальные названия пока не называются, вычленение мелодии и мотива из музыкального произведения.

Атрибуты: карточки с нотами, карта сокровищ

Ход игры: состоит в том, каждый звук как бы становится отдельным существом, которое умеет разговаривать, испытывать чувства и эмоции. Эти звуки часто бывают друг у друга в гостях (играются аккорды, а иногда могут и поссориться (звучат, например, интервалы – большая или малая секунда, диссонансы).

Далее игра строится по принципу сказки, например: однажды эти звуки (их можно назвать по желанию детей или назвать конкретные ноты) нашли карту сокровищ могут На ней отмечено место клада (аккорд от заданной ноты, все произведение в целом или тональность произведения). Ноты собрались в путешествие на корабле. Они плывут мимо островов, к которым им надо будет причалить, чтобы, например, спасти от дракона волшебный звук, который поможет им добраться до нужного острова. В данном случае жилищем дракона может быть нижний регистр, а волшебным звуком – трель, звучащая в верхнем регистре.

В ходе игры можно использовать легкие мелодии, в основном, русские народные, в обработке русских композиторов (например, М. Глинки или Н. Римского-Корсакова, а также другие простые мелодии. То есть те, которые ребенок после нескольких проб, может усвоить, а также повторить на музыкальном инструменте, практически без помощи взрослого.

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку»

Цель: развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Атрибуты: Две картины, на одной изображён зимний лес, как бы уснувший в сказочном сне, высокие ели стоят в заснеженных шапках. На второй-тоже зимний пейзаж, но очень динамичный по характеру-по снежной лесной дороге быстро мчится тройка лошадей.

Ход игры: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают обе картины и предлагают выбрать ту,которая больше соответствует характеру музыки. Дети объясняя свой выбор рассказывают, какого характера музыка и почему картинка с изображением быстро мчащейся тройки соответствует прозвучавшему произведению. В конце игры дети придумывают различные танцевальные движения, которые соответствуют характеру музыки.

Музыкально-дидактическая игра «Разные звери»

Цель: развивать умение детей мимикой и движениями передавать характер создаваемого образа, его эмоциональное состояние (трусливый зайчик, хитрая лисичка, сердитый медвежонок, грустный ёжик, весёлые зверята, развитие музыкального воображения.

Атрибуты: Шапочки зайчика, лисички, медвежонка, ёжика.

Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут хороводным шагом, поют. На каждый проигрыш двигаются по кругу в ритм музыки, передавая в движениях и мимике образ трусливого зайчика, хитрой лисы,, сердитого медвежонка, грустного ёжика, весёлых зверят.

Музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие»

Цель: обогащение музыкальной среды,развитие музыкального воображения, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Атрибуты: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит муз. руководитель. — Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ».

Музыкально-дидактическая игра «Зарисовки»

Цель: обогащение музыкальной среды, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, определение и усвоение характера музыки, развитие музыкального воображения, развитие музыкальной памяти, музыкально-ритмическое развитие, сопоставление характера произведения и художественного образа.

Атрибуты: карандаши, ручки, листы.

Ход игры: Музыкальный руководитель ставит различные отрывки из музыкальных произведений. Дети, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Рисовать можно и во время звучания музыки.

Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 5-7 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2014 в 19:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД