МААМ-картинки

НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мы — спасатели леса»

Татьяна Колесова
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мы — спасатели леса»

Мы — спасатели леса

МКДОУ Воздвиженский д/сад «Звёздочка»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

«Мы – спасатели леса»

с использованием ИКТ

Конспект подготовила Колесова Татьяна Владимировна

Пояснительная записка

Публикация «НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Мы — спасатели леса“» размещена в разделах

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

(В. Сухомлинский.)

План-конспект имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире; ее тяжелые последствия; экология родного края; засоренность среды обитания; чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; теряют плодородие почвы; обедняются флора и фауна.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Возраст детей – 6-7 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

1. Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявлять интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам.

3. Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.

ТЕМА: «Мы – спасатели леса»

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.

Тип: интегрированное.

ЦЕЛЬ: Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое).

ЗАДАЧИ:

ОО Познание:

расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности (работники лесничества, МЧС, представлений об их значимости для жизни людей, животного и растительного мира;

формирование элементарных представлений о месте человека в природном мире, о том, что в природе все взаимосвязано (определить, что может стать причиной лесных пожаров; дать представление о последствиях пожара в лесу);

воспитание умения правильно вести себя в природе.

ОО Коммуникация:

совершенствование диалогической формы речи, умения характеризовать ситуацию; высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;

воспитание умения выразительного чтения.

ОО Социализация:

формирование представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её;

развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

воспитание уважительного отношения к окружающим.

ОО Безопасность:

формирование основ экологической культуры (знакомить детей с профилактикой природных пожаров, учить соблюдать правила пожарной безопасности, правильно вести себя при обнаружении очага лесного пожара);

расширение знаний о работе МЧС, пожарной службы;

воспитание умения соблюдать правила безопасного поведения в лесу.

ОО Чтение художественной литературы:

привлечение внимания к выразительным средствам, развитие чуткости к поэтическому слову;

совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков;

воспитание слушателя, способного испытывать сострадание к героям произведения.

Методы и приёмы.

Методы наглядного обучения – компьютерная презентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых и т. д.

Словесный – беседа, обсуждение, загадки, художественное слово.

Игровой – игра «Вызовем пожарников», игровое задание «Лабиринт», дидактическая игра «Если бы я был волшебником», игра «Можно - нельзя».

Материалы к занятию:

Слайд 1

Презентация на тему: «Пожар в лесу»

Слайд 2

Цели

Слайд 3

Задачи

Слайд 4

Встал стеною до небес

Перед нами чудо. лес.

Лес

Слайд 5, 6

«Причины лесных пожаров»

Слайд 7, 8

Что делать, если вы заметили признаки лесного пожара

Слайд 9

«Вызовем пожарников».

Слайд 10, 11

«Спасение леса и животных»

Слайд 12

Карта-лабиринт к белочкиному лесу

Слайд 13

«Последствия лесных пожаров»

Слайд 14, 15

Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.

Слайд 16,17

Сохраним родной ЛЕС!

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Игрушечная белка, телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, деревья, растения, насекомые, птицы и т. д., мелодия песни «Милый лес», выставка детских рисунков.

Предварительная работа.

Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.

Формы организации: группа

Ход НОД.

Приветствие гостей в зале.

I. Оргмомент.

Воспитатель : Мы речь сегодня поведём о том,

Что вся земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Воспитатель : Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это.

А чтоб узнать, что это за чудо, надо отгадать загадку:

Встал стеною до небес

Перед нами чудо. лес.

(Воспитатель показывает слайд «Лес», читает стихотворение В. Степанова «Что такое лес?»).

Что такое лес?

Сосны до небес,

Березы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Упражнение «Что такое лес?»

Воспитатель : Так что же такое лес?

- лес – зеленый наряд нашей земли.

- лес – дом для птиц и животных.

- лес – это чистый воздух.

- лес – это здоровье для человека.

- лес – красота нашей природы.

Воспитатель : Да, лес – это целый мир! В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.

Воспитатель : И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка - умелочка. Но она очень грустная. Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.

В лесу под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка,

Белочка – умелочка.

Хорошо она жила:

Чай с орехами пила,

Вечером на лесенке

Распевала песенки,

Но вдруг произошёл пожар в лесу…

Ребята, кто из вас знает, каковы последствия лесных пожаров?

Дети. Не стало деревьев, которые очищают воздух. Животным и птицам негде теперь жить. Люди не смогут пойти на природу, полюбоваться красотой леса, собрать его дары.

I1. Просмотр презентации «Пожар в лесу».

Во время просмотра воспитатель читает стихотворение:

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (В. Шефнер)

Воспитатель : Ребята, а что стало причиной пожара в лесу, в котором жила белочка?

Дети. Волк с лисицей развели огонь и оставили костер без присмотра.

Воспитатель : Это сказочные животные развели огонь. А могут ли настоящий волк и лисица зажечь костер?

Дети. Не могут.

Воспитатель : Если не животные, то кто же может стать виновником лесного пожара?

Дети. Люди могут развести костер.

Воспитатель : (демонстрирует слайд «Причины лесных пожаров»). Верно, люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн). А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Костер можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться.

1-й ребенок. (Люба Х.)Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся большою бедой!

2-й ребенок. (Саша Б.) Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Воспитатель : Ребята, так что же нам делать, ведь в лесу пожар? (ответы детей). Если очаг возгорания небольшой, можно вместе со взрослыми потушить его своими силами: залить водой, засыпать землей или накрыть плотной тканью (например, брезентовой палаткой или влажным одеялом). Если вы не в силах потушить огонь, нужно срочно вызывать спасателей или пожарных по телефону…

Дети. 01!

Воспитатель : Что надо сказать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось).

III. Игра «Вызовем пожарников».

(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок).

Воспитатель : Ну вот, пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарники? (Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей и животных).

Воспитатель : Да, пожарники должны быть именно такими.

Воспитатель : (демонстрирует слайд «Спасение леса»). Тушить горящий лес – это очень сложная и порой опасная задача. Много сил и времени уходит у пожарных на то, чтобы справиться с большими очагами возгорания. Пламя заливают водой, засыпают землей и песком, вокруг горящих участков леса роют канавы, чтобы огонь не перекинулся на соседние деревья. В тушении пожаров задействованы и специалисты, и техника: пожарные машины и вертолеты, трактора и бульдозеры. Много добровольцев оказывают посильную помощь спасателям. Ведь очень важно не только потушить пламя, но и не дать ему разгореться снова. Поэтому огнеборцы проверяют каждое упавшее дерево, каждый обгоревший кустик или пенек – не тлеет ли где-то уголек, от которого огонь может разгореться с новыми силами. И все-таки, пожар в лесу легче предупредить, чем потушить.

Воспитатель : Но ещё они должны хорошо ориентироваться на местности. Сейчас мы с вами будем тренироваться.

- Представьте, что вы пожарники и вам нужно найти путь к «белочкиному» лесу, проложить маршрут на машине. А для этого важно знать, какой бывает лес.

Отгадайте загадки:

1. Любит подберёзовик

Лес какой? (Берёзовый)

2. Любит подосиновик

Лес какой? (Осиновый)

3. Сосны вышли на бугор

Лес такой – сосновый (Бор)

4. Ели словно на подбор,

С красной шапкой мухомор

Спрятался бездельник

В вечнозелёный (Ельник)

5. Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (Дубрава)

Воспитатель : Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).

- Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).

Проводится игра “У медведя во бору”

IV. Игра «Лабиринт».

Воспитатель : А теперь путь к «белочкиному» лесу покажет… (на большой карте путь показывает один ребёнок, остальные дети наблюдают и контролируют).

- Молодцы! С заданием справились!

Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).

- Я хочу сообщить вам радостную весть – «белочкин» лес спасён! Теперь и мы можем отправиться в лес и отнести белочку в дом.

Физкультминутка «Здравствуй лес!»

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).

Воспитатель с детьми оставляют белочку в лесу, а сами возвращаются в детский сад.

Воспитатель : Я очень рада, что пожарники спасли «белочкин» лес, но одна поляна сгорела.

- Посмотрите, как она выглядит (показ фотосдайда «Лес после пожара»).

- Почему после пожара лес умирает?

Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.

Воспитатель : Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.

V. Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).

1 Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

2 Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

3 Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.

4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.

5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

9. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.

10. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

Воспитатель : Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.

Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).

VI. Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).

• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

• Сажать больше деревьев – можно.

• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

• Ходить только по тропинкам – можно.

• Рвать большие букеты цветов – нельзя.

• Любоваться ими – можно.

• Оставлять мусор в лесу – нельзя.

• Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

• Разжигать костры в лесу – нельзя.

• Беречь лес от пожара – можно.

• В лесу шуметь – нельзя.

• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

• Быть другом животных – можно.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Я думаю, что когда вы придете в лес, беды не случится, ведь вы уже взрослые и знаете правила пожарной безопасности. Но помните: очень важно не только знать эти правила, но и соблюдать их. И тогда природа будет нам благодарна. За нашу заботу лес отплатит нам и чистым воздухом и своими дарами, и своей красотой.

Ребенок рассказывает стихотворение (Надя С.) :

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природой,

Давайте же всегда ее беречь!

Исполняется песня «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной).

Список литературы.

1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн. : «Асар» –1996.

2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство ВАКО –2008.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М. : Издательство: Просвещение – 2006.

4. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду – Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2009 г.

6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2010 г.

Прикреплённые файлы:

pozhar-v-lesu_5ld20.pptx | 8632,62 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад «Развитие экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ на тему: «РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.».

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Дети леса: грибы, ягоды» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Художественно-эстетическая". ЗАДАЧИ:"Познавательная".

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «В гостях у Берендея» в подготовительной группе Задачи: - Создать у детей радостное весеннее настроение, закрепить знания о живой природе; - Воспитывать бережное, заботливое отношение.

Конспект проведения занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Тема: «Круговорот воды в природе» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Цель: дать представление детям о роли воды в жизни человека, животных и растений, ее свойствах. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить.

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Альпийская горка» Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий - все это.

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в мир насекомых» Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды.

Работа с родителями по экологическому воспитанию. Родительское собрание в подготовительной группе РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Пояснительная записка. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является.

Сценарий познавательного развлечения по экологическому воспитанию в подготовительной группе «День Земли» Ведущий: Много раз встречали Праздник в этом зале Но таких, как этот Мы ещё не зналию Сегодня мы отмечаем день Земли – нашего общего дома.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мы — спасатели леса»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 18:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД