Лучший педагог года

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Альпийская горка»

ирина качинская
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Альпийская горка»

Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.

Альпийская горка – это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Альпийская горка“» размещена в разделах

Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

Введение.

Весной цвели у нас мимозы

Но не хватает уголка

Для низкорослого цветка.

Построим горку из камней

Цветы посадим мы на ней.

Посмотрите у нас тут

Цветы садовые растут.

Актуальность темы:

Современное оформление парков, скверов и приусадебных участков требует современного подхода к её оформлению. Одним из современных веяний является использование для их оформления Альпийские горки. Так в нашей группе «Непоседы» возникло желание сделать альпийскую горку на нашем участке, чтобы радовать не только нас, но и окружающих. Это придаст совершенно новый, современный вид нашему цветнику.

Цель проекта : познакомить детей с одним из способов украшения

ландшафта – альпийской горкой. Закрепить знания детей о первоцветах,

их строении и отличительных признаках. Познакомить детей со свойствами камней, почвы;

Образовательная область: экологическое воспитание.

Задачи проекта.

Образовательные задачи:

Познакомить с устройством альпийской горки, разнообразием используемых камней.

Закреплять представления детей о камнях: размеры, их образование в природе, камни как объект скопления различных насекомых.

Уточнить знания о приемах правильной пересадки и уходе за растениями.

Развивающие задачи: Развивать воображение, память, мышление.

Воспитательные задачи :Воспитывать умение создавать красоту, замечать ее и оберегать. Формировать навыки работы в команде, умение и желание согласовывать свои взгляды, предложения с другими детьми.

Предварительная работа:

Просмотр слайдов «Альпийские горки», иллюстраций, фото с изображением Альпийских горок.

Вид проекта : познавательно – информационный.

Продолжительность проекта : долгосрочный, с 01.06 по 30.08.2016 г.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

1. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

2. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

3. Создание атрибутов к видовой точке «Альпийская точка».

4. Закрепили знания детей о первоцветах, их строении и отличительных признаках.

5. Познакомили детей со свойствами камней, почвы;

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный :.

I этап: Поисково-исследовательский

• Разработка проекта

• Составление паспорта «Альпийская горка»;

• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Альпийские горки"

• Поиск информации о ландшафте и растениях, которые растут на камнях.

•Рассматривание Альпийской горки, получение знаний об уходе за растением, срезка сухих цветов.

2. Основной (практический) этап:

Образовательные области :

Познавательное развитие

Беседы: «Альпийская горка или альпинарий»,

«Что такое современная Альпийская горка».

«Для чего нужна почва»

«Почва – «живая земля»

«Эти загадочные камни»

«Альпийская горка и её обитатели»

Дидактические игры: «Что лишнее»

«Найди что опишу»

«Отгадай что за растение

«Каждое растение на своё место»

«Найди свой камешек»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование красками, карандашами, мелками растений растущих на Альпийской горке;

Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу).

Лепка «Разноцветные камни из пластилина».

Конструирование цветов из пластиковых стаканчиков.

Рассматривали журналы «Домашние цветы», «Цветоводство», о ландшафте и растениях, которые растут на камнях.

Сочинение рассказов и сказок.

Читали стихотворение

Е. Серова «Садовод».

«О чем мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветет.

И люди, глядя на цветы, становятся добрее.

Пусть эти славные мечты исполнятся скорее».

Провели пальчиковую гимнастику «Цветок» :

Вырос на окне утром весенним.

Раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье.

Дружно дают под землей корешки.

Наблюдения.

Экспериментирование (проведение опытов).

-показать, что в почве есть вода.

-показать, что в почве есть воздух.

-показать, что при сжимании комочка земли из него как бы уходит воздух.

Подвижная игра"Стоит гора-старушка","Гора и камешки"

Беседа с детьми.

"Альпийская горка и ее обитатели"

Цель: познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира.

Ход наблюдения

1. Наблюдение за альпийской горкой осенью.

Воспитатель :- Ребята, давайте обойдм нашу альпийскую горку, посчитаем,

сколько у не углов

Дети: Четыре.

Воспитатель :- Как вы думаете, почему она называется горкой, а не просто

клумбой?

Дети: У не есть возвышение.

Воспитатель :- Для чего на горке разложены крупные камни?

(предположения детей).

Воспитатель : -Камни уложены так, чтобы композиция выглядела красиво.

Крупные камни хорошо прогреваются, долго сохраняют тепло, поэтому

теплолюбивым растениям возле них хорошо живтся. Альпийская горка

очень хорошо прогревается солнцем, поэтому снег с не сходит в первую

очередь, и мы ждм появления первых цветов.

Воспитатель : -Ребята, когда по утрам вы идте в детский сад, то многие из вас

ведут родителей к альпийской горке, обходят е несколько раз,

показываете маме красивые цветы. Вам нравится любоваться альпийской

горкой?

Дети: Да.

Воспитатель : -Но красотой растений мало любоваться, надо ещ знать их, уметь

за ними ухаживать и беречь их.

Обратите внимание на изящную форму каменной розы или молодило – суккулент из рода толстянковых, абсолютно неприхотливое растение, уход за которым не составит труда ни на участке, ни в домашних условиях. Благодаря своей способности адаптироваться к любым условиям, его еще называют "живучкой".

Это житель на нашей горки. Посмотрите, как этот цветок нежен на фоне камней.

Следом за молодило зацветает ЧИСТЕЦ ШЕРСТИСТЫЙ- это многолетнее растение с толстыми продолговатыми листьями, которые сужаются к основанию. Они словно покрыты светло-серым пушком, что придает им особую привлекательность и декоративность. Недаром многолетник в народе называют "заячьи ушки".

Цветы у чистеца мелкие, сиреневые или лилово-розовые, в плотных колосовидных соцветиях, расположенных на длинных цветоносах. Цветет чистец шерстистый в июне-сентябре. Оттого что цветоносы длинные, они часто полегают от дождя. Чтобы растение выглядело декоративно, цветоносы лучше заранее, на стадии бутонизации, обрезать.

Незаменим чистец шерстистый на Альпийских горках. Этот серый и пушистый многолетник - просто находка при создании бордюров. Кроме того, чистец шерстистый служит отличным фоном для других растений.

В конце мая на фоне коричневой земли кустик ПЕТУНЬИ выглядит очень нежно. Мы любим е разноцветную окраску цветка и яркую зелень листьев. Петуния теплолюбива, особенно в молодой период. При поливе хорошо растут, но не переносят застоя воды в почве

В щелях между камнями уютно устроился СЕДУМ СТЕЛЮЩИЙСЯ.

Седум стелющийся – низкорослое, травянистое растение, образующее плотный ковер на поверхности земли благодаря своим коротким стеблям, которые покрыты черепитчато расположенными, яйцевидными, по краям реснитчатыми листьями, который в молодом возрасте зеленые, а в последствии становятся с заметным красноватым оттенком. В апреле появляются светло-желтые цветки, которые заметны на растении до середины июня.

Цветение и развитие этих многолетних растений будут происходить гораздо лучше, если в посадочный грунт добавить немного известнякового щебня, гравия, песка и торфа. Осуществляя посадку камнеломок, обеспечьте им хорошую дренажную систему, поскольку большое количество влаги может стать причиной гибели растений.

Так же на нашей горки расположился МОЛОЧАЙ КИПАРИСОВЫЙ

Молочай кипарисовый - многолетнее травянистое растение; Растёт в сосновых лесах, на склонах, холмах, залежах, полях, сорных местах и песчаных почвах. Многолетнее растение 15—30 см высотой, серовато-зелёное. Цветки душистые, листочки-покрывальца желтоватые с пурпуровым оттенком. Цветет в мае-июне, осенью — вторично. Месторасположение: хорошо растет на открытых или слегка затененных местах. Если посадить в тенистом месте, то появится много отростков, но цветение будет скудным.

НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

"ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ"

Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями для альпийской горки.

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята отгадайте загадку

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети. Камень

Воспитатель. Правильно ребята. Я хочу познакомить вас с камнями которые находятся на нашей альпийской горке. Посмотрите сколько камней на ней. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош. Какие вы видите камни?

Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные.

Воспитатель. Как вы думаете, камень тверже дерева? А как мы можем это проверить. (может быть какие то предметы со стола нам помогут) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель. Булыжник - распространенный природный камень. Этот камень имеет чаще всего овальную форму, которая приобретается под влиянием природных условий и механических воздействий. Булыжник называют валунным камнем. Это нерудный материал. Чаще всего булыжник используют как декоративный элемент в ландшафтном дизайне. Мостовые, вымощенные этим камнем, красивы и долговечны.

Применение булыжника

Декоративные свойства булыжника по достоинству оценены дизайнерами. Дорожки во дворе, стенки бассейна или искусственного водоема, вымощенные булыжником, будут радовать своей красотой и практичностью долгие годы.

С помощью этого камня могут быть оформлены заборы, колодцы, большие террариумы и аквариумы, лестницы. В сочетании с другими видами натуральных камней можно создавать неповторимые мозаики. Булыжник прочен и долговечен в эксплуатации. Камни правильной округлой формы, как правило, пользуются большим спросом.

Воспитатель : Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень. Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды)

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее)

Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (на дороге, в лесу, в аквариуме, в горах)

Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения)

физминутка

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель : Вот сколько интересного мы узнали про камень- булыжник.

Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, из познавательных книг и телепередач.

БЕСЕДА "ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ"

Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателях подземной страны.

В эту страну не идут поезда,

И самолёт не летает туда.

Как же в эту страну нам попасть?

Страну, до которой рукою подать!

Почва – самый верхний, плодородный слой земли.

Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто ей помогает оставаться плодородной?

Срез земной поверхности.

Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха.

Дождевой червяк. Очень важная работа у червяка. Он делает почву!

Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы.

Поедая погибшие растения червяки перерабатывают их в плодородный для земли продукт

Работа дождевых червей в природе очень важна!

Но не одни червяки делают почву, им помогают и другие обитатели подземной страны…

Муравьи.

Муравьи играют большую роль в жизни почвы.

Строя муравейники, они перемешивают разные слои почвы, рыхлят её.

За 8 — 10 лет в районе своей деятельности муравьи полностью заменяют верхний слой почвы

Крот. Практически всю жизнь он проводит под землей. Голова, сразу переходящая в туловище, напоминает клин, которым крот расширяет свои ходы, расталкивает по бокам землю, разрыхленную лапами, которые превратились в своеобразные лопатки. Короткая мягкая шерсть позволяет ему без труда двигаться вперед и назад. Галереи-кротовины, проложенные им, тянутся на сотни метров. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает, вслед за своей добычей — земляными червями, личинками и другими беспозвоночными обитателями почв.

Землеройка.

Норы грызунов-землероев — сурков, слепушонок, слепышей, сусликов, тушканчиков, полевок — тоже способствуют изменению состава почвы.

На плодородных почвах всегда яркая и обильная растительность.

Поля дают богатые урожаи.

Без матушки-земли ничто живое жить не сможет, недаром наша– планета, наш общий дом называется Земля

Воспитатель - Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали.

ФИЗМИНУТКА.

РАЗ – и стану я Землёй, -

Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два – и в миг я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе –

Не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас, Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

“Чтите матушку свою!”

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем –

Братья нам и мы друзья!

Дидактические игры для ознакомления детей с растениями альпийской горки.

1."НАЙДИТЕ, ЧТО ОПИШУ" :

Цель игры: называть растение после его описания.

Игровое действие: поиск растений по описанию отличительных признаков.

Правило: назвать растение можно только по описанию.

Оборудование: 3-4растения растущих на территории детского сада, например: петунья, анютины глазки, традесканция и т. д.

Ход игры: воспитатель описываетт растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому-либо из ребят показать растение и назвать его.

2."ОТГАДАЙТЕ,ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ"

Цель игры: загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Игровые действия: загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила: назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

Ход игры: растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, окраску (темно-, светло-зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

3 "УЗНАЙ РАСТЕНИЕ"

Цель игры: соревнование, кто быстрее найдт растение по названию.

растение.

Правила: найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры: растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям : «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы».

Примечание: подобная игра знакома старшим дошкольникам (они играли в средней группе). Тогда в игру включалось 3-4 растения с резко отличительными признаками. В старшей и подготовительной к школе группе ребенку предлагается найти растение из 8-10 и указать характерный признак, по которому определил его.

4"КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ - НА СВОЁ МЕСТО"

Цель: упражнять в знании условий произрастания комнатных растений.

Материал: картинки с изображением комнатных растений, иллюстрации разных условий произрастания растений (джунгли, болото, пустыня).

Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе разные растения растут в разных условиях: в жарких джунглях, около воды, в сухих пустынях, и предлагает положить картинки комнатных растений к картинкам с местами их произрастанием.

6 "НАЙДИ СВОЙ КАМЕШЕК"

Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.

Публикации по теме:

Проект по экологическому воспитанию «Чудесная кладовая»Проект по экологическому воспитанию «Чудесная кладовая» «Чудесная кладовая» Возрастная группа: Старший дошкольный возраст Время проведения: Вид проекта: групповой, творческий Проблема: На нашей.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Дети леса: грибы, ягоды» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Художественно-эстетическая". ЗАДАЧИ:"Познавательная".

Конспект проведения занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Тема: «Круговорот воды в природе» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Цель: дать представление детям о роли воды в жизни человека, животных и растений, ее свойствах. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить.

Проект по экологическому воспитанию «Наш весёлый город» Проект по экологическому воспитанию «Наш весёлый город» Тип проекта По продолжительности – краткосрочный (одна неделя) По составу участников.

Проект по экологическому воспитанию «Кто живет в лесу?» Актуальность. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды.

Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе «Колокольчики» на тему: «Берёзка — русская краса» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1191» ОГРН 1037733057262,.

Работа с родителями по экологическому воспитанию. Родительское собрание в подготовительной группе РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Пояснительная записка. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является.

Сценарий познавательного развлечения по экологическому воспитанию в подготовительной группе «День Земли» Ведущий: Много раз встречали Праздник в этом зале Но таких, как этот Мы ещё не зналию Сегодня мы отмечаем день Земли – нашего общего дома.

Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Альпийская горка»
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 19:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД