Лучший педагог года

Проект «Народная игрушка»

Щукина Светлана
Проект «Народная игрушка»

Краткая аннотация проекта :

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.

Публикация «Проект „Народная игрушка“» размещена в разделах

Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Анкетирование показало, что 90% родителей (законных представителей) покупают детям современные игрушки (барби, машинки, роботы, и т. д.)народные игрушки – 10%.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.

Поэтому, если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.  Следует отметить, что народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности.  С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Актуальность :

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или  берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал  куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

   Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

  Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов,  обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Проблема:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Причины:

Снижение интереса к созданию игрушки (в сравнении с физическим, умственным и эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей

Цель проекта :

-Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек

-Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)

Задачи проекта :

-Формировать представления детей о русской народных игрушках : Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка.

-Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

Предполагаемый результат:

-Имеют представления о Неваляшке, Петрушке, Матрёшки, Дымке.

-Бережное отношение к окружающим предметам

-Использование потешек в определённых жизненных ситуациях

Предварительная работа:

Материальное оснащение проекта :

Помощь родителей для приобретения призов участникам конкурса.

1 этап - подготовительный

На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.

Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки, никто из родителей не изготавливает

игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.

2 этап - основной

Работа с детьми:

Виды деятельности, формы и содержание работы.

-Участие родителей в проекте. Выставка поделок руками родителей и детей «Народная игрушка».

-Заинтересованность детей темой «Народная игрушка». Проявление их

познавательной активности.

-Принесение детьми из дома своей литературы о народных игрушках для чтения.

-Самостоятельно разукрашенные рисунков (разукрашенные с силуэтами народных игрушек).

-Консультация для родителей «История происхождения народной игрушки.

-Мастер класс для родителей, «В какие игры можно играть с народными игрушками».

-Д/и «Разложи и собери матрешек вместе». «Сложи картинку»

-Разучивание танца «Мы веселые матрешки».

-Картотека пальчиковых игр, стихов, физминуток, песенок, загадок, для детей связанных с темой.

-Рассматривание с детьми иллюстраций с разновидностями игрушек.

-Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».

-Театральные представления по теме «Народные игрушки»

-Сюжетно ролевая игра: «Праздник у Неваляшки»

-Экскурсия в горницу.

3 этап - заключительный этап

Итоговый и заключительный этап, на котором были

1. Отслежены результаты работы;

2. Организована выставка;

3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;

4. Оформлена папка-передвижка.

5. Создан мини-музея «Народная игрушка»

В ходе реализации данного проекта достигнуты определё нные результаты:

1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;

2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;

3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;

4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;

5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта

6. в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,

Месяц Ноябрь.

Формы работы:

-изучение литературы и обобщение полученной информации;

-наблюдение;

Цель: Расширить знания о содержании и значимости народного творчества для жителей города. Закрепить и пояснить, чем полезно народное творчество.

Месяц Декабрь.

Формы работы:

-организовать конкурс рисунков-совместный проект родителями «Будущее народного творчества»

-Отчетное занятие «Прекрасные игрушки»

-Загадки о игрушках

Итог: Закреплять представление о народном творчестве, установление доверительных детско-родительских отношений, заинтересованность родителей в сотрудничестве, выставка совместного творчества.

Деятельность родителей в организации проекта :

-Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;

-Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.

-Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками : матрёшек, Ванькой-встанькой, петрушкой, неваляшкой, дымковскими и филимоновскими игрушками; иллюстрациями с изображением игрушек.

-Чтение и разучивание с детьми  дома  стихов об игрушках

Деятельность воспитателя в реализации проекта :

-разработка конспектов НОД, организация экскурсий, подборка художественной литературы

-оформление выставок детских работ

-разработка домашних заданий для детей и родителей

-разработка консультаций памяток для детей и родителей.

Результаты реализации проекта

В результате реализации проекта : «Народная игрушка», мы добились большого значения для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных вопросов и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Конечным этапом является презентация проекта. Показ результата проделанной работы по теме проекта можно провести в виде развлечения, театральной постановки, выставки работ, лепбука и др. Большое значение здесь приобретает самоанализ работы детьми, показ приобретенных знаний и возможностей. На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.

Публикации по теме:

Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка»Пластилинография «Русская народная игрушка матрешка» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Изначально, у этой куклы не было.

Дидактическая игра «Из чего сделана народная игрушка»Дидактическая игра «Из чего сделана народная игрушка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Радуга» комбинированного вида Истринского муниципального района. 143530.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Задачи: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой).

Краткосрочный проект «Русская народная игрушка». Проблема: Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков. Задачи проекта. 1. Воспитывать интерес к культуре своего.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Паспорт проекта «Народная игрушка» ПАСПОРТ ПРОЕКТА № п/п Структурные компоненты проекта Содержание 1. Тема проекта «Народная игрушка». 2. Автор проекта Крючкина И. Ю. ГБДОУ.

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект «Народная Игрушка» Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,.

Проект «Русская народная игрушка-Матрешка» Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию во 2 младшей группе «Русская народная игрушка - Матрешка» Актуальность.

Проект «Народная игрушка — лучшая подружка» Цель проекта: создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной игрушки. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с народной.

Конспект занятия «Русская народная игрушка» Тема: Русская народная игрушка. Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой; расширять словарный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная игрушка»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 20:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД