МААМ-картинки

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста

Татьяна Цыбулько
Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая диагностика - это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов (особенностей) с патологией или функциональным состоянием определенных отделов головного мозга либо с индивидуальными особенностями морфофункционального состояния мозга в целом. Основные научные концепции, являющиеся теортиико-методологической основой отечественной нейропсихологии детского возраста :

Публикация «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Теория динамической мозговой локализации ВПФ.

2. Теория функциональных систем.

3. Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, получившая свое дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурии и А. Н. Леонтьева.

4. Положение о специфике последствий повреждения мозга в детском возрасте.

Нейропсихолог, вооруженный знаниями онтогенеза (морфо и функциогенеза) различных форм психической деятельности и механизмов их

функционирования в норме и патологии, может квалифицированно провести

системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических

функций (ВПФ). Задачи нейропсихологического обследования оценка степени сформированности или дефицитарности высших психических функций ребенка относительно возрастных норм выявление различных вариантов протекания психической деятельности определение возможностей компенсации высших психических функций в случае их дефицитарности установление причин нарушений высших психических функций постановка задач коррекционной помощи.

Требования к процедуре обследования.

Установление эмоционального контакта с ребенком.

1. Мотивация ребенка, создание интереса к обследованию (например, посредством ярких визуальных, тактильных стимулов, интересных ребенку игрушек, следования за ребенком, работы через родителя)

2. Создание у ребенка ощущение успеха вне зависимости от его реальных результатов

3. Создание оптимальной речевой среды (исключение лишней речи)

4. Подстройка под индивидуальный темп ребенка

5. Проведение сенсибилизированных проб (маленького ребенка можно окликнуть)

6. Оптимальный порядок предъявления проб

7. Осуществление диагностики зоны ближайшего развития ребенка.

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня Форма Нормативы: сличение — от 1,5 - 2 лет; выбор по названию — в 2 года; самостоятельность называния — в 3 года. Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции: 1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают); 2) «покажи, где кубик»; 3) «назови форму». ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня Пространственный гнозис (ориентирование в пространстве) Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Нормативы: 2,5 - 3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1 - 2 заданиях, легко корректируются; 3,5 - 4 года — выполняют все задания. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Понимание речи.

Отсутствует: ребенок во всех пробах неправильно выполняет инструкции (например, в ответ на неоднократные просьбы взрослого показать или дать знакомый предмет показывает или подает ему все подряд)

Понимает речь взрослого: ребенок правильно выполняет просьбы.

В беседе с ребенком выясняется, что все дети знают свое имя и возраст,

который, как правило, показывают на пальчиках («вот столько», знают, что они ходят в детский сад, но большинство не могут назвать числа «три», т. е.

еще не сформирована связь между понятием и наименованием числа.

Ответы на все другие вопросы (где ты живешь? сейчас зима или лето?

когда твой день рождения? в какую группу детского сада ты ходишь? и т. п.)

вызывали затруднения у большинства здоровых детей этого возраста.

Назвать имя мамы многие 3-летние дети могли только тогда, когда они ее

видели. Следует отметить, что некоторые дети этого возраста не могут сразу

четко понять и принять ситуацию обследования и лишь по прошествии

времени, побегав по залу, способны подойти к экспериментатору и дать

правильный ответ без необходимости повторения вопроса.

Анализ латерализации функций и межполушарного взаимодействия

показывает их неполную сформированность в этом возрасте. Даже в тех

случаях, когда все бытовые операции (еда, чистка зубов, причесывание)

выполняются только правой рукой, ребенок, рисуя, берет карандаш то в

левую, то в правую руку,

Анализ латерализации функций показывает ее практическую сформиро-

ванность и соответствие общепризнанному распределению «правшества—

левшества» в детском возрасте. Наряду с этим межполушарное

взаимодействие, как показывает проба на реципрокную координацию, только

начинает формироваться.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» Простые правила, интересные движения. В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Нейропсихологическая игра «Не ошибись!» для детей старшего дошкольного возрастаНейропсихологическая игра «Не ошибись!» для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию простую, но эффективную игру, которая понравится детям "Не ошибись!" Нейропсихологические игры позволяют развить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2023 в 18:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД