МААМ-картинки

«Организация диагностики познавательного развития и коррекционно-развивающая работа с учащимся 1 класса»

Анна Сафонова
«Организация диагностики познавательного развития и коррекционно-развивающая работа с учащимся 1 класса»

Составной частью учебно-воспитательного процесса является создание индивидуального образовательного маршрута для данного ребенка. Вся работа организована в виде структурных блоков:

Диагностический ;

• I - учебно-воспитательный;

• II- коррекционно-развивающий;

• III-лечебно-профилактический;

• IV- организация дополнительного образования в рамках школы.

Публикация «„Организация диагностики познавательного развития и коррекционно-развивающая работа с учащимся 1 класса“» размещена в разделах

Своеобразием образовательной программы для учащегося с комплексными нарушениями в развитии является ориентация на самореализацию их индивидуальных возможностей и социальную адаптацию в различных сферах жизнедеятельности. Образовательный маршрут ученика составляется учителем совместно с психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, обсуждается на школьной ПМПк.

Максим Т. (7 лет). Заключение врача-сурдолога: 02.12. 11: хронический 2-х сторонний экссудативный средний отит. Кондуктивная тугоухость I степени с 2-х сторон. Аденоидит. Овладение речью происходит с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.

В диагностический блок вошли задания на обследование уровня произвольного внимания; зрительного, слухового восприятия и памяти, уровня сформированности связной речи, уровня сформированности математических представлений и конструирования. Для обеспечения лучшей слышимости во время обследования, я использовала усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; со звукоусиливающей аппаратурой (слуховым аппаратом).

обследование нарушений слуховой дифференциации звуков речи. Во избежание возможных ошибок при оценке состояния слуховой дифференциации звуков

1. Цветные кубики:

1 балл - ребенок не различает цвета даже после обучения;

2 балла - ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату;

3 балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату;

4 балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета;

заинтересован в конечном результате.

2. Парные картинки:

1балл -ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д. ;

1 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет;

2 балла ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует, уверенно понимает, что конечный результат достигнут;

3 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

4 балл -ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д. ;

5 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет;

6 балла ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует, уверенно понимает, что конечный результат достигнут;

7 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

3. Разрезные картинки:

1 балл - ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом;

2 балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может;

3 балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный;

4 балла -ребенок понимает задание, самостоятельно складывает разрезную картинку, заинтересован в конечном результате.

4. Конструирование из палочек:

1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату;

2 балла - ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен;

3 балла - ребенок правильно понимает задание, но строит "молоточек" только после подражания действиям взрослого, заинтересован в конечном результате;

4 балла - ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу, заинтересован в конечном результате.

5. Счет (5 – 6 лет). (Е. А. Стребелева)

Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно на развитие количественных представлений, умение выполнять счетные операции в умственном плане.

Материалы: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Процедура выполнения:

1. Вариант. Взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребенку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» после ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: «Сколько там палочек?». При затруднениях проводится обучение.

Обучение. Взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах 4, а если ребенок затрудняется, то и в пределах трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается).

2. Вариант. Если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало 4 карандаша, 2 из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение.

Обучение. Ребенку предлагают взять 4 палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»

Оценка действия ребё нка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи.

1балл -действует с палочками, не ориентируясь на задание.

2 балла - принимает задание, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению не выполняет.

3 балла - принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти - действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки, выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может.

4 балла – принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.

Количество баллов Уровень развития

4 Выше среднего

3 Средний

2 Ниже среднего

1 низкий

6. Диагностика оперативной слуховой памяти (5 – 7 лет).

(Методика «Запоминание 8 слов» предложен Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».)

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Материалы: набор из 8 слов:

1. Лес

2. Хлеб

3. Окно

4. Стул

5. Вода

6. Брат

7. Конь

8. Гриб

Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Процедура выполнения: слова предъявляются в медленном темпе с четкой интонацией. Затем слова сразу же воспроизводятся испытуемым. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Анализ результатов: За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).

Определение уровня развития оперативной слуховой памяти.

№ Уровень Кол-во правильно воспроизведенных слов Баллы

1-й Высокий 8 6

2-й Выше среднего 7 – 6 5

3-й Средний 5 4

4-й Ниже среднего 4 – 3 3

5-й Низкий 2 и менее 0-2

7. Диагностика кратковременной зрительной памяти.

(Методика «Узнавание изображений предметов» (4 - 6 лет) Т. В. Ахутина)

Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Материалы: таблица из шести изображений предметов и таблица из двенадцати изображений предметов.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинку с различными изображениями. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 15-18 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.

Анализ результатов: Ребенку засчитывается 1 балл за каждую фигуру. Максимальное количество правильно угаданных фигур – 6.

Количество баллов Уровень развития

6 Выше среднего

5 Средний

4 Ниже среднего

0-3 Низкий

8. Методика «Построй по образцу». (Е. А. Стребелева)

Цель: выявление умения ребенка работать по образцу.

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из 5 палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданиям, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднения проводиться обучение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает, как это надо сделать, а затем просит ребенка выполнить постройку самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, по показу, по подражанию); отношение к результату; результат выполнения.

Анализ результатов:

Количество баллов Оценка результатов Уровень развития

4 Ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате. Выше среднего

3 Ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате. Средний

2 Ребенок принимает задание; самостоятельно по образцу работать не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен. Ниже среднего

1 Ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т. д.). Низкий

9. Методика «Складывание разрезных картинок» 5-6 лет (Е. А. Стребелева)

Цель: исследование перцептивного моделирование, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей целого изображения и их пространственной координации.

Оборудование: две картинки (кастрюля, мячик, разрезана на пять частей, этиалонное изображение одной из разрезанных картинок (кастрюля).

Проведение обследования: перед ребёнком на стол кладут эталонное изображение (кастрюля) и рядом, в случайном порядке раскладывают детали такого же изображения, но разрезанного. Ребёнка просят сложить из кусочков находящихся перед ним точно такую же картинку как эталонная.

После этого необходимо предъявить ребёнку другую картинку – мячик (без использования эталонного изображения)

Анализ результатов:

0 баллов – стратегия деятельности хаотическая, не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребёнка (без учета результативности своих собственных попыток);

1 балл – выполнения задания методом проб и ошибок, либо практическим примеривание – действия в наглядно-действенном плане с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

2 балла – целенаправленное выполнение задания методом зрительного примеривания.

Кол-во баллов Уровень развития

0 Низкий

1 Средний

2 Высокий

10. Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (с 5 лет)

Цель: данная методика предназначена для оценки возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установления связи событий, отраженных на этих картинках.

Материал: четыре сюжетные картинки, предъявляемые ребёнку в неправильной последовательности.

Инструкция для ребё нка: «Вот здесь на рисунках изображено какое-то событие. Нужно разобрать с чего оно началось, что было дальше и чем оно закончилось»

После этого, как ребёнок разобрал картинки по порядку, его просят рассказать о том, что получилось.

Если ребёнок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречия в рассуждениях, выявить ошибки.

Оценка результатов:

а) последовательность расположения картинок – 1 балл;

не смог найти последовательность картинок – 0 баллов;

б) связность речи, логичность в изложении содержания - 1 балл;

составил не логичный рассказ – 0 баллов;

в) грамматическая правильность – 1 балл

10. Нарисуй:

1 балл -ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет;

2 балла - у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание, к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук;

3 балла -ребенок понимает инструкцию, пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления, понимает конечный результат своих действий, определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук;

4 балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции, заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия, четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

Протокол обследования познавательного развития учащегося.

Фамилия, имя ребёнка___

Дата рождения___ возраст ___ посещает ДОУ___ группа___

№ п/п Субтесты Методика Протокол тестирования Балл Примечание (уровень развития)

1. Цветные кубики

2. Внимание

Парные картинки

Разрезные картинки

3 Конструирование из палочек

4 Счет 1-й вариант

2й вариант

5 Память

а) слуховая

«8 слов» Лес Хлеб Окно Стул

Вода Брат Конь Гриб

б) зрительная «Цветные картинки» Кораблик Ботинки Медведь

Часы Шарик Снеговик

д) «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» («Стройка»)

6 Рисуночный тест

Общий результат

Заключение:___

Рекомендации:___

___

Дата обследования «___» ___ 201___г. ___

Ознакомлены (Ф. И. О. родителя/законного представителя)___

В I учебно-воспитательный блок введены :

- уроки математики, письма и развития речи, чтения и развития речи, ручного труда, рисования, где основной задачей является развитие мыслительной деятельности и формирование психических функций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- введены уроки фонетической ритмики, сочетающие в себе работу над развитием слуха с помощью музыки для совершенствования произношения слабослышащего, формирования интонационного рисунка речи; которые проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем;

-коррекционные занятия, в которые включены элементы развивающих упражнений по развитию слухового восприятия и формированию произношения; в рамках таких занятий отрабатываются рекомендации учителя-логопеда;

-коррекционные занятия с воспитателем во второй половине дня, который организуют эстетическое, экологическое, нравственное, воспитание и используют различные формы социализации в названных направлениях работы. В работе педагог закрепляет правила поведения на улице, в обществе, в учреждении; формируют бережное отношение к своему здоровью, природе; воспитывает позитивное отношение к бытовому труду, к школе, привлекает к участию в событиях дня.

II- коррекционно-развивающий блок включает :

системный подход в коррекционной работе, предполагающий формирование познавательных психических процессов, развитие сенсорного и речевого развития ребенка;

сопровождение учащихся с сочетанными нарушениями узкими специалистами школы, которые осуществляют коррекционное воздействие и ослабление последствий патологии слуха через разработку и реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ сопровождения;

Коррекционно-развивающая работа составляется

- учителем –дефектологом по коррекции процесса усвоения тех тем, которые вызывают затруднения в овладении учебным материалом ;

-учителем-логопедом по коррекции системного недоразвития речи; совершенствованию слухового восприятия речи с целью его развития и использования сохранной слуховой и других функции;

- педагогом-психологом осуществляется коррекция и развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы слабослышащего ребёнка.

Исходя из индивидуальных особенностей учащегося Максима А., программы сопровождения специалистов имеют общие специфические особенности.

-задания предлагаются сначала на слухо - зрительной, а затем на слуховой основе, после накопления «слухового словаря» -задание, поручение, содержание материала предлагается на слух;

-задания по закреплению материала предъявляется до того, как учащийся познакомится с ними в классе.

-предъявляемые требования к инструкциям и речевому материалу снижены.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Использование пальчикового театра в коррекционно-развивающая работа с детьми 3–4 лет в условиях ДОУИспользование пальчикового театра в коррекционно-развивающая работа с детьми 3–4 лет в условиях ДОУ Использование пальчикового театра несет в себе безграничные возможности. Реализуя коррекционно-развивающую деятельность в летний период.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа педагога для устранения агрессии у детей Коррекционно-развивающая работа педагога для устранения агрессии у детей. Подготовила воспитатель ГБУ СО «ОРЦ» Попова С. А. Направления работы.

Коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников I полугодие. Числа 1-5. Образование, написание, состав. Игры и упражнения. Игра «День-ночь», «Волшебный мешочек», «Что общего», «Волшебные.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы) СЛАЙД 1 Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические. СЛАЙД 2 Дети с речевыми нарушениями.

Коррекционно-развивающее занятие для детей 5–9 класса «Без ошибок говорим и за речью мы следим» Цели и задачи: Повышать речевую культуру Развивать интерес и любовь к русскому языку Побудить к более бережному обдуманному владению собственным.

Тест для диагностики развития письменной речи у учащихся 2–3 класса. Работа с детьми на логопункте общеобразовательной школы Тематический раздел: «Морфемика» Диагностика 2. Тема «Состав слова» Класс___Фамилия___Имя.

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Организация диагностики познавательного развития и коррекционно-развивающая работа с учащимся 1 класса»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 20:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД