МААМ-картинки

Организация дидактических игр как средство экологического воспитания детей пятого года жизни

Анастасия Чиркова
Организация дидактических игр как средство экологического воспитания детей пятого года жизни

II. Технологические сведения об опыте:

1. В настоящее время педагогическая дошкольная практика испытывает следующие затруднения:

у детей дошкольного возраста недостаточное понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанном на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

у детей дошкольного возраста низкий уровень освоения норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

Публикация «Организация дидактических игр как средство экологического воспитания детей пятого года жизни» размещена в разделах

у детей дошкольного возраста проявление пассивного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

2. В моем опыте решены следующие проблемы:

- разработала диагностическую карту уровня знаний детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об окружающей природе;

- разработала перспективное планирование по экологическому развитию детей пятого года жизни;

- сформировала познавательный интерес к окружающей природе, умение наблюдать;

- сформировала навыки экологически грамотного и безопасного поведения при общении с окружающей природой.

3. Задачи решаемые в опыте:

разработала диагностическую карту экологической воспитанности детей 5 – года жизни;

разработала дидактические игры о многообразии природных явлений;

разработала перспективный план по ознакомлению с окружающей природой посредствам дидактической игры;

обогащение кругозора детей среднего возраста о многообразии природных явлений.

4. Педагогические средства, используемые в опыте:

1) Методы: наглядные, игровые, практические, словесные;

2) Стиль общения – либерально-демократический.

5. Технология опыта.

Цель моего опыта: «Экологическое воспитание детей пятого года жизни посредствам дидактических игр».

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Элементарные экологические знания дошкольниками среднего возраста это необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности ребенка созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

При работе с детьми я выбирала разнообразные формы и методы: мы наблюдали за растениями и животными в уголке природы и на участке, вели различные календари, занятия (простые и комплексные, целевые прогулки, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение художественного слова.

Для наибольшей эффективности указанных форм и методов работы мною были использованы разнообразные дидактические игры в разных видах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4 -5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому в каждое занятие было включено достаточное количество как общеизвестных, так и авторских дидактических игр по экологическому воспитанию. Это способствовало наибольшей заинтересованности ребенка на конкретной теме. Способствовало максимальной концентрации внимания и увлеченности процессом ознакомления с экологией.

Дети средней группы склонны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Эти дети очень любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она проста и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную стадию формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры.

Я знакомила детей со способами общения с природой, формировала умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учила испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, который находятся рядом, воспитывала потребность в созидании, творчестве.

Мною была разработана диагностика сформированности у дошкольников 5 года жизни экологических представлений об окружающей природе, познавательного интереса и эмоционально-положительного отношения к ней. (См. приложение №1)

И проведена полная диагностика.

Благодаря этой диагностики я поняла, что у детей нет знаний об окружающей природе и низкий уровень экологический представлений в этом возрасте, что именно через дидактические игры я смогу дать детям знания о природном окружение, воспитать у них любовь к природе. Понимание практической значимости животных и растений в жизни нашей планеты также совсем недостаточное. (См. приложение. №2). Формируя гуманное отношение к природе, я исходила из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой мною был составлен перспективный план работы по экологическому воспитанию посредством дидактической игры детей пятого года жизни на 2008 – 2009 учебный год.

См. приложение №3.

Курс обучения рассчитан на девять месяцев (сентябрь-май). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением, максимальным участием каждого ребенка в процессе ознакомления с окружающим. У детей развивается внимание к окружающему миру, способность бережно относиться к животным и растениям, как живым существам.

Чтобы игра получила развитие, чтобы дети получали удовольствие от игровой деятельности, я решила пополнить и разнообразить игровые запасы группы. В соответствии с перспективным планом работы я разработала разнообразные дидактические игры с яркими, интересными картинками, веселыми сюжетами и разнообразными игровыми приемами. (См. приложение №4).

Дети участвовали в изготовлении игрового материала, что воспитывало в них заботу, интерес, желание беречь, делать все вместе. По ходу всех этих приготовлений вела разговоры с детьми, беседы. Добивалась, чтобы в общении дети были сдержаны по отношению друг к другу, внимательны.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.

В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов я стимулировала проявления инициативы в экологически ориентированной деятельности. Затем повышала знания детьми природного окружения (отличительных особенностей жизни разных видов животных, растений во все времена года);

Педагогический процесс, реализуемый в группе приводит к хорошим результатам. Детям очень нравятся новые игры, в некоторые игры они готовы играть целыми днями. Так большой интерес у детей вызвали игры по ознакомлению с временами года. Они яркие интересные и в процессе игры необходимо применить некую сноровку и не дать другим игрокам возможности прийти к финишу первым. Игры «Про растения», «Вершки и корешки», «Паровозик», «Кто чем питается», «Кто где живет?» (См. приложение №5 ФОТО).

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторые пробелы в знаниях экологического окружения в процессе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение непонятных, сложных терминов, трудных слов.

Этому способствуют различные дидактические игры с обязательным словесным сопровождением, в которых помимо основной задачи, ознакомление с миром природы, второстепенной задачей является закрепление новых понятий, сложных терминов. Это такие игры как «Биологическое лото», «Земля и ее жители», «Стань другом природе», «Чьи ушки и хвостики?», «Живая, неживая природа», «С какой ветки эти детки?»(См. приложение № 6 ФОТО)

Я активно участвовала в педагогическом процессе, способствуя устранению пробелов в знаниях детей и нормализации психических процессов ребёнка в целом. В своей работе я руководствовалась общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа педагогического воздействия.

Поэтапность в моей работе обусловлена представлением об экологии как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определённой последовательности.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, развлечениях я осуществляла также работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики общения детей с окружающим миром и закрепления навыков в их жизнедеятельности. Использовала игры «Что любят комнатные растения», «Лото: растения вокруг нас.», «Лото: мир насекомых.», «Времена года». (См приложение № 7 ФОТО)

Важным фактором являлось воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей. поэтому ребятам очень нравилось играть в дидактическую игру «Во саду ли, в огороде». (См. приложение №8). Особенно Денис и Вова с большим интересом сравнивали детали игры со своим настоящим огородом и садом.

Естественно, что такая работа требовала от меня терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

Использование в работе продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять воздействие в интересной и увлекательной форме.

При организации фронтальных занятий по экологии использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации знаний детей, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Особый интерес у детей вызывали игры, в которых необходимо использование вновь полученных знаний, в которых можно использовать не только наглядный материал в виде картинок или игрушек, но и настоящие предметы (настоящие овощи, фрукты, листья деревьев и даже настоящую ящерицу или лягушку). Данные элементы дополняли содержания занятий и били направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. Такие игры как: «Угадай, что в руке?», «Горячо – холодно», «Наши маленькие друзья» и др. (См приложение № 9 ФОТО)

В мае месяце мною была проведена повторная диагностика сформированности у детей 5 года жизни экологических представлений об окружающей природе, познавательного интереса и эмоционально-положительного отношения к ней.

(См. приложение № 10)

5. Результативность опыта:

В результате системной и углубленной работы по теме: «Организация дидактических игр как средство экологического воспитания детей пятого года жизни» у детей сформировались представления о разнообразии игр по экологии, их необходимости и познавательном интересе к ним. В настоящее время дети экспериментальной группы стали понимать значимость экологически ориентированной деятельности по уходу за окружающей нас природой.

В процессе наблюдений, опытно-исследовательской деятельности дети научились обмениваться впечатлениями, переживаниями, делать выводы.

Значимым результатом работы стало понимание детьми того, что природа – это живое существо, которое нуждается в гуманном, бережном, заботливом отношении.

У детей сформировались первоначальные представления о грамотном и безопасном для природы и самого себя поведения в окружающем мире.

Таким образом, задачи, поставленные в опыте, решены полностью и цель опыта достигнута.

В заключении я сделала сводные данные результатов диагностики экологических знаний детей экспериментальной группы за сентябрь- май месяцы. (См. приложение №11)

III. Рекомендации по внедрению и реализации опыта:

1. Условия эффективного планирования опыта.

Опыт сформировался в средней группе, где помещение является игровой и спальней. По площади оно соответствует количеству детей 25 человек.

Обставлено выдвижными кроватями. Освещение естественное достаточное.

Оформлены и оснащены следующие уголки: эмоциональный, музыкальный, уголок природы, живой уголок, стена творчества, уголок уединения, театр, ряженья, сюжетно-ролевой.

2. Научно – практическое обоснование опыта.

Опыт сформировался на работах следующих авторов:

• Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

• Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.

• Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М. : 1972.

• Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005

• Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание.

• Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998.№6

• Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1984

• Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.

• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада. : кн. для воспитателей дед. сада. - М. : Просвещение, 2004

• Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002.№7

• Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7

Публикации по теме:

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию. Систематические наблюдения за природой, рассказы,.

Консультация логопеда «Речь ребенка пятого года жизни» Речь ребенка пятого года жизни. Речь не является врожденной, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем.

Конспект интегрированного занятия c детьми пятого года жизни «Путешествие Кап и Ля. Круговорот воды в природе» Конспект интегрированного занятия с детьми 5 г. ж. «Путешествие Кап и Ля» (Круговорот воды в природе) Цель: 1. Познакомить детей с круговоротом.

Конспект НОД по экологии с детьми пятого года жизни «Вы узнайте тайну эту: ходит Капелька по свету» Тема: «Вы узнайте тайну эту - ходит Капелька по свету» Цели Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Интегрированное занятие по развитию речи с детьми пятого года жизни «Теремок» ЦЕЛЬ: Развитие основных коммуникативных умений, которые пригодятся детям в реальном общении. Способ организации: Инсценирование Вид деятельности:.

Консультация для родителей «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни» средняя группа Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни Развитие речи от 4 до 5 лет. На пятом году жизни у ребенка.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

Задачи воспитания и развития детей четвертого-пятого года жизни ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Четвертого - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. 1. Укреплять здоровье, закаливать и развивать двигательную активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация дидактических игр как средство экологического воспитания детей пятого года жизни
Опубликовано: 2 июня 2016 в 21:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД