Получи документы

Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до

Наталья Борзых
Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до

Семинар

«Организация двигательной деятельности детей в ДОО

в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Организация двигательной деятельности в режиме дня ДОО.

Организация медико-педагогического контроля в процессе образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие»

(из опыта работы)

Публикация «Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

В ФГОС ДО говорится о том, что развитие личности ребенка должно проходить в различных видах деятельности, в том числе – двигательной.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня и реализуется через организованную и самостоятельную деятельность.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся :

организованная образовательная деятельность;

физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

самостоятельная двигательная деятельность детей;

активный отдых;

совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания и развития. Каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.

Организованная образовательная деятельность — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.

Организованная образовательная деятельность по направлению «Физическое развитие» проводится как в помещении детского сада, так и на воздухе. Согласно действующего СанПиНа (2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») организованная образовательная деятельность на воздухе в холодное время года проводится только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня обязательно включает в себя утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия.

Утренняя гимнастика в детском саду — важная форма физического воспитания детей. Основной задачей утренней гимнастики является обеспечение перевода ребенка в бодрое состояние, активизация и содействие его переходу к более интенсивной деятельности.

Организация двигательной и игровой деятельности проводится с учетом режима дня, времени и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.

Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т. е. овладение «школой мяча»). Предлагается использовать различные варианты проведения подвижных игр на воздухе.

Комплекс игр с элементами спорта.

Подвижные игры разной интенсивности.

Сюжетные подвижные игры.

Индивидуальная работа по проведению подвижных игр.

Особое внимание в режиме дня дошкольного учреждения и семье должно уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия (широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой, воздушные и солнечные процедуры) в сочетании с физическими упражнениями формированию привычек здорового образа жизни.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Активная деятельность дошкольников целесообразна во время утренней и вечерней прогулок. Создавая полноценные условия для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста в повседневной жизни, педагог тем самым обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для поддержания здорового психофизического состояния ребенка в течение дня.

Активный отдых должен быть представлен физкультурным праздником, физкультурным и музыкальным видами досуга, днями здоровья. Планирование праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной возрастной группы и их двигательных возможностей.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОО и семьи может быть представлена работой родительского клуба, организацией консультативно-просветительской работы, проведением совместных спортивных и физкультурных мероприятий и т. д.

При планировании образовательного процесса необходимо учитывать следующие требования к организации двигательной активности детей :

- Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

- В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

- Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка (п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

- Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой.

- Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

- Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки. Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности.

- Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

- Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующей от детей умственной нагрузки.

Оптимальному двигательному режиму свойственна гибкость (Он должен учитывать индивидуальные особенности двигательной деятельности детей) и одновременно четкая структура, поэтому в ДОУ должна быть разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

Вся работа по физическому развитию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующего дошкольным учреждением, старшего воспитателя. Это так называемый медико-педагогический контроль. В дошкольном учреждении необходимо разработать систему медико-педагогического контроля. В ее содержание включают следующие разделы:

санитарно-гигиенический режим;

организация питания;

режим дня;

двигательный режим;

охрана жизни и безопасность жизнедеятельности.

В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками учреждения.

Медицинский контроль в дошкольных учреждениях включает (согласно методическим рекомендациям «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» (утв. Минздравом СССР 23.12.1982 № 08-14/12) (далее – Методические рекомендации) :

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей. По итогам решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур.

Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями.

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

Контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.

Согласно методическим рекомендациям – «В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года»

В рамках сегодняшнего семинара более подробно рассмотрим вопрос о медико-педагогических наблюдениях во время проведения организованной образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие».

Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, врач, старший воспитатель должны ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план и содержание занятий для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.

Задача старшего воспитателя – вести хронометраж, осуществляя наблюдение за деятельностью одного ребенка в течении всего времени. Задача врача – вести пульсометрию другого ребенка, фиксируя результаты частоты сердечных сокращений (ЧСС) после каждой части занятия.

С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятий и его отдельных частей.

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность - отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах.

Общая плотность = (полезное время)/(общее время занятия)100 %

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90 %.

Полезное время – время, затрачиваемое на показ и объяснения воспитателя, выполнение движений, перестроения, поправки и замечания (за вычетом времени, затраченного на подготовку зала, расстановку, уборку спортивного инвентаря простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания).

Моторная плотность - отношение времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженное в процентах.

Моторная плотность=(время, затраченное на движения)/(общее время занятия)100 %

Моторная плотность может составлять от 60 до 85 % (в зависимости от задач занятия, его содержания, возрастной группы)

Результаты оценки фиксируются в протоколе, который предложен Методическими рекомендациями.

Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

После занятия по данным рисуется график и проводится его анализ в соответствии со сделанными записями. На горизонтальной оси откладывается время в минутах, на вертикальной — показатели пульса. Физиологическая кривая определяется характером занятия.

Для занятия обучающего плана физиологическая кривая, как правило, двухвершинная (рис. 1, но может быть и одновершинной. Она несколько снижается во время обучения основным движениям, за счет объяснений, показа, контроля выполнения движений. Глубокое снижение кривой до исходного показателя недопустимо, поскольку в этом случае сердечно-сосудистая система оказывается неподготовленной к массивной нагрузке, предъявляемой следующей подвижной игрой, и реагирует на нее перевозбуждением пульса. В данном случае нарушится один из важных физиологических принципов — постепенное увеличение физической нагрузки.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.

Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15 - 20 %, в основной части - на 50 - 60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70 - 80 % (до 100 %). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 10 - 15 %, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 3 - 4 лет – 130 - 140 уд /мин, для детей 5 - 7 лет в зале -140 - 150 уд. /мин, на воздухе -150 - 170 уд/мин.

Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий. На сайте Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» можно ознакомится с требованиями, которые предъявляет ФГОС ДО к организации развивающей пространственно-предметной среды, в том числе и для организации двигательной деятельности. (https://www.firo.ru/?page_id=15165).

Медико-педагогический контроль проводится согласно плана. Результаты контроля оформляются соответствующим образом.

Прикреплённые файлы:

borzyh_m3rup.ppt | 12912,5 Кб
 
Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОО в соответствии с ФГОС 1. Программно-методическое обеспечение. Нищева Н. В. система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. 1.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространстваОрганизация самостоятельной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства» (физкультурные уголки, содержание.).

Фильм «Организация двигательной деятельности у детей раннего возраста» Видео В фильме показаны формы, которые используются в нашем детском саду по двигательной деятельности с детьми раннего возраста: 1 Участие родителей.

Консультация для старших воспитателей «Методическое сопровождение педагогов ДОО в соответствии с ФГОС» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДООрганизация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Организация современного педагогического процесса в образовательных.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО «Центр развития мелкой моторики» в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в ДОО «Центр развития мелкой моторики» в соответствии с ФГОС Сегодня психическое и физическое здоровье детей - одна из главных приоритетных задач семьи, детского сада, школы, и всей страны в целом.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО в условиях ФГОС Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО как фактор внедрения ФГОС По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому.

Презентация «Организация двигательной деятельности у детей раннего возраста» Текст к презентации 1 (Титульный дист) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлена тема «Организация двигательной деятельности.

Профессиональная компетенция педагогов ДОО в соответствии с профессиональным стандартом в условиях реализации ФГОС Данная презентация была использована, для проведения педагогического совета в детском саду, на тему: "Профессиональная компетенция педагогов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация двигательной деятельности детей в ДОО в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 12 января 2018 в 12:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД