МААМ-картинки

Организация соревновательной деятельности для удовлетворения двигательной потребности старших дошкольников

Ольга Мишурова
Организация соревновательной деятельности для удовлетворения двигательной потребности старших дошкольников

Физическое развитие дошкольников направлено на укрепление здоровья; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В старшем дошкольном возрасте движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.

Публикация «Организация соревновательной деятельности для удовлетворения двигательной потребности старших дошкольников» размещена в разделах

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм и методов физического воспитания.

Соревновательный метод является наиболее эффективным в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, так как несет в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для детей старшего дошкольного возраста являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательного метода просто необходимо.

Игры-соревнования активизируют двигательную активность детей, повышают эмоциональный тонус организма ребенка, а возможность коллективных действий, присущие играм-эстафетам, вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста. В игре дети могут преодолевать серьезные физические трудности, тренируют свою ловкость и выносливость. Они проверяют свои возможности и самостоятельно решаются на испытание собственных сил.

Эстафеты – это разновидность подвижных игр командного характера, в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды, предмет и т. д., старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд. Дети состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении. Эстафета всегда содержит элемент соревнования и поэтому интересна, как для играющих, так и для зрителей. Каждый из играющих, чувствует ответственность перед своей командой, старается добиться успеха, хороших результатов, проявив при этом настойчивость, сноровку, смекалистость, упорство в достижении цели. Ребёнок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, проявляя определённые волевые усилия. Соревнование создаёт особый эмоциональный и физиологический фон, усиливается воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников, учатся не только побеждать, но и проигрывать. Во время игр соревновательного характера дети действуют с правилами, обязательными для всех участников. Правила регулируют поведение играющих, и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, а также содействуют воспитанию волевых качеств выдержки, смелости, решительности, умений справляться с отрицательными эмоциями.

Положительные эмоции повышают работоспособность организма. Но при этом нужно помнить, что дети дошкольного возраста легко возбуждаются, поэтому нельзя перегружать их эмоциями.

Во время соревновательно-игровой деятельности большое значение имеют эмоции, интерес и сознательное отношение детей к двигательным упражнениям, повышается внимание, усиливается стремление выполнить задание качественно. А это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц, костей, системы связочно – суставного аппарата и формирование правильной осанки, а также положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему, способствует улучшению координации движений и развитию физических качеств.

Можно смело сказать, что положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Во время соревновательно-игровой деятельности все дети получают положительный эмоциональный настрой. Радостное настроение продолжает владеть ребёнком и после занятия. Дети уходят из спортивного зала с желанием продолжить двигательную деятельность.

Получая положительный эмоциональный заряд, дети становятся более открытыми и восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости. Ребёнок, погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Увлечённые игровой деятельностью дети напрягают и развивают все свои физические и психические силы.

Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время.

Результативность данного процесса определяется комплексом педагогических условий:

– обогащение основных форм физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием и вариативность их использования;

– обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям;

– осуществление специальной подготовки инструктора к использованию средств физической культуры.

В играх-эстафетах для старших дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания: бег, метание; бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия; ходьба с сохранением равновесия на различных снарядах (узкая рейка гимнастической скамейки, бум); бег с переносом предметов; бег с ведением мяча; бег «змейкой» между предметами.

Игры – эстафеты делятся на три группы: малой, средней и большой подвижности.

В педагогической практике игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей старшего дошкольного возраста.

1. По количеству включаемых заданий: делятся на простые и сложные эстафеты.

2. По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.

3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.

Во время игры, эстафеты инструктор не должен оставаться пассивным наблюдателем. Проводить игры надо так, чтобы дети учились играть, находя удовлетворение в выполнении всё более усложняющих правил и приёмов. Инструктору надо следить за ходом игры, видеть всех играющих и отдельных детей, подбодрить нерешительного, остановить нарушившего правила. Инструктор должен помнить и о дозировке игры. Нужно следить за внешними проявлениями утомления (учащённое дыхание, покраснение лица, за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру. В конце соревновательной игры необходимо дать оценку – анализ: кто из играющих оказался самым ловким, кто проявил себя как хороший товарищ, кто победитель, а кто побеждённый, а кто нарушил правила. Очень важно использовать форму награждения, вручения жетонов, медалей и т. д.

Включение в занятия по физической культуре игр-эстафет и игр с элементами соревнования позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить интенсивность занятия, улучшить качество двигательных навыков.

Учитывая в своей работе рациональное сочетание разных видов игр-эстафет и игр соревнований, инструктор может решить вопрос об удовлетворении двигательной потребности дошкольников старшего возраста. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда все основные параметры (объём, продолжительность и интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей.

Таким образом, использование соревновательно-игровой деятельности в работе со старшими дошкольниками помогает не только решать образовательные и воспитательные задачи, но и позволяет разнообразить двигательный опыт детей, удовлетворить двигательную потребность и повысить эмоциональный комфорт старших дошкольников.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом» Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей!Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Проект «Нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников» Проект «Нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников» Актуальность проекта Федеральный государственный стандарт.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация соревновательной деятельности для удовлетворения двигательной потребности старших дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 00:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД