Папки-передвижки

Оркестр детского сада как средство развития музыкальности дошкольников

Оксана Живодерова
Оркестр детского сада как средство развития музыкальности дошкольников

Оркестр детского сада, как средство развития музыкальности дошкольников»

. Музыкальные способности

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность. Важным теоретическим аспектом проблемы является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность.

Публикация «Оркестр детского сада как средство развития музыкальности дошкольников» размещена в разделах

Музыкальность, как пишет Б. М. Теплов, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» .По определению ученого, структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства (которое проявляется в эмоциональном «узнавании» мелодии, слухового представления (выражающегося в точном воспроизведении мелодии по слуху) и музыкально - ритмического чувства.

Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути её развития.

Многие авторы признают, что музыкальность — это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой.

К. В. Тарасова рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных подструктур: эмоциональной отзывчивости на музыку — главного показателя музыкальности и познавательных музыкальных способностей — сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные). При этом к сенсорным способностям автор относит музыкальный слух (мелодический, тембровый,

динамический и гармонический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям — музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения.

В исследованиях Н. А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности : восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру музыкальных способностей, по мнению автора исследования, составляют: способность целостного восприятия музыки (т. е. внимательное слушание и сопереживание художественному образу) и дифференцированного восприятия (различение средств музыкальной выразительности); исполнительские способности (чистота певческих интонаций и (или) согласованность движений при игре на детских музыкальных инструментах); способности творческого воображения,

проявляющиеся в процессе восприятия музыки, в песенных, инструментальных, танцевальных импровизациях.

Таким образом, прежде чем начинать над чем-то работать, что-то формировать, педагогу необходимо четко представить себе не только как надо, но и что конкретно следует развивать, какие именно составляющие музыкальности необходимо формировать у ребенка.

2. Игра на детских музыкальных инструментах, как основа развития музыкальности детей.

Развитие музыкальности успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах.

Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Н. Метлов и Л. Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действующего средства развития музыкального воспитания и слуха детей: бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др. Особую роль

инструментовке от отводил партии фортепиано, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепиано он украшал дополнительными гармоническими и вариациозными средствами выразительности.

3. Формы работы по обучению детей игре на ДМИ.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах следует начинать в младшей группе. Детей знакомят с инструментами ударной группы – наиболее многочисленной из всех представленных. Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. У кого подобных инструментов нет, может использовать самодельные шумовые: плетеные погремушки, бубенцы, сделанные из рыболовных колокольчиков, деревянные палочки от детских флажков, коробочки, в которые насыпана различная крупа и т. д. При ходьбе используется барабан, бубен. В беге – ложки, погремушки и колокольчики, а в танцах – маракасы, бубен, румба. Дети учатся воспроизводить темповые и метроритмические особенности музыкального образа. В дальнейшем, дети обучаются игре на ударных инструментах со звукорядом – это металлофон, ксилофон. Существуют различные способы обучения в донотный период: по цветовым, цифровым обозначениям, по слуху. Эффективным методом развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом, представленным М. Трубниковой, является игра по слуху. Как отмечает автор, развитие умения подбирать мелодии по слуху проводится в два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально- слуховых представлений. Для этого лучше всего использовать песенный материал, который разучивается на занятиях. Происходит необходимое для данного этапа развития музыкальности накопление музыкальных впечатлений.

Второй (основной) этап подбора мелодии по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. На ориентировочно-тембровой ступени можно использовать такие методические приемы как повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний («игра с рук», «музыкальное эхо» – нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом, музыкально-дидактические игры. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем и мелодии, состоящей из двух-трех звуков, является для ребенка первой попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных октавах, ребенок постепенно учится дифференцировать звуковысотные отношения. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкальной памяти, точности слухового восприятия, контроля, быстроты реакции. На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен. Однако овладеть ритмическим и звуковысотным движением в их единстве им трудно. Это привело к необходимости выделить ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную. Здесь можно использовать прием «игры в четыре руки» - совместную игру ребенка и педагога: педагог исполняет всю партию, а ребенок – только два звука: чистую квинту или чистую октаву. Первоначально детям следует предложить ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей – четвертных или восьмых – в двухдольном метре. Следующие задания предусматривают воспроизведение более сложных ритмических структур – ритма «суммирования», «дробления», ритма «качания», пунктирного и синкопированного. Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначальные игровые движения, приобретая навыки совместной игры в ансамбле. Дети шестого года жизни в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. На мелодической ступени дети последовательно овладевают системой образов-интонаций, построенных на интервальной основе; эталонными мелодическими построениями. Важно объяснить ребенку, что в народной и авторской музыке есть яркие музыкальные интонации или, как говорил Б. Асафьев, «зерна интонации», которые несут в себе главным образом выразительные начала. Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля и др. способности. Работа с ансамблями и оркестром на слуховой основе делает ее более легкой и интересной, а также способствует значительному накоплению детьми музыкального репертуара за счет сокращения сроков разучивания пьес. Эта работа развивает у ребенка не только музыкальный слух, но и всю систему музыкальности. В своем исследовании М. Трубникова также наметила примерные возрастные периоды становления игры по слуху на детских музыкальных инструментах. Большинство детей четвертого года жизни успешно справляются с первой, ориентировочно-тембровой ступенью. Дети пятого года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приемы игры на различных музыкальных инструментах. Дети шестого года жизни хорошо справляются с третьей ступенью – мелодической, импровизируя вопросы и ответы, играют по слуху выразительные интонации, мелодические обороты.

Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

За основу своего опыта я взяла программу Кононовой Н. Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах», так как это уникальная возможность:

-развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

-тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

Цель педагогического опыта:

Развитие музыкальных и творческие способности детей средствами детского оркестра.

Задачи по реализации цели:

1. Приобщать к миру музыки.

2. Обучать правилам игры на музыкальных инструментах : мелодических, ударных.

3. Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах

4. Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

2. Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания :

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников наряду с пением, восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле).

Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют, качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. ЭРоль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский шумовой оркестр. Этот вид деятельности всегда меня привлекал. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с первой младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано, узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, белочка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с лисичкой. Она приносит бубен, она хочет танцевать. Но танцует она медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с лисичкой, (лисичка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в лисичек, мягко, хитровато, они танцуют вместе с лисичкой (воспитатель играет на бубне). Затем лисичка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу - редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.

Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега,

реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в первой младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда я прощу детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что к концу года дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание, в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. И вот мы уже объединяемся в свой первый шумовой оркестр и весело все в нем играем.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Первоначальное обучение проводится в образовательной деятельности, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети

почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

В настоящее время современная система ДО требует новых подходов, методов обучения и воспитания. Так появились творческие проекты: : «Музыкальные инструменты во 2 младшей группе», «В мире музыкальных инструментов». Реализация этих проектов способствовало более эффективному решению образовательных и воспитательных задач по музыкальном воспитанию младших дошкольников, увлечь их оркестром.

4. Детский оркестр

Еще в начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, я поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет способствовать их всестороннему развитию.

В начале я подобрала все музыкальные инструменты, которые были в детском саду : погремушки, бубны, маракасы, ложки, музыкальные треугольники. Шумовой оркестр радовал не только детей, но и меня.

На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни

игрой на них. Затем в нашем оркестре появились металлофоны хроматические и диатонические, ксилофоны, бубенцы, колокольчики.

Дальше задания усложняются и к ансамблю металлофонистов подключаются ударные инструменты. Дети учатся своевременно вступать в свою партию, играть слаженно в оркестре, в едином темпе и соблюдая динамику пьесы.

Занимаясь с детьми индивидуально, заметила, что дети с большим желанием осваивают новый инструмент, навыки и приемы звукоизвлечения. Инструменты в оркестре распределяются с учетом возможностей детей и их пожеланиями. Знакомство с музыкальным произведение, которое в дальнейшим будет звучать в оркестре, провожу на музыкальных занятиях. Чтобы усвоение ритма прошло успешно подбираю мини - попевки или музыкальные игры - упражнения с фрагментами ритмических рисунков. Затем объединяем весь ритмический рисунок в своей пьесе. Очень важно начинать игру в медленном темпе, чтобы металлофонисты успели увидеть нужные пластинки., дети смогли услышать свою партию и вовремя включиться в игру. Когда пьеса будет выучена, темп увеличивается и дети уверенно исполняют свою партию, оркестр звучит великолепно.

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и

придать к себе, чтобы инструмент не шумел.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах, проводимых в городско дворце культуры.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

В своей практике я использовала как русские народные мелодии: «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Калинка», так и классические и современные произведения: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Шутка» И. С. Бах, «Чарльстон» …., «Вальс» А. Петрова, «Каприччио» и др.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах продолжалась и в группе в самостоятельной музыкальной деятельности

детей., и в работе с семьей. Совместно с детьми и родителями создавали новые инструменты для шумового оркестра из бросового материала. Были разработаны рекомендации для родителей: «Игры с детскими музыкальными инструментами». «Музыкальные инструменты своими руками»

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оркестр детского сада как средство развития музыкальности дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 12:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД