МААМ-картинки

«Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников»

Галина Шелементьева
«Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников»

Особенности мотивационной готовности

к обучению в школе старших дошкольников.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.

Родители, педагоги, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего, характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

Публикация «„Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников“» размещена в разделах

• хочет посещать занятия;

• стремится узнать новую и интересную информацию;

• хочет получать новые знания.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить шесть групп мотивов :

- значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки);

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов. Внешние и игровые мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное

влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольных учреждений и семьи в подготовке детей к школе.

Работа педагогов и родителей по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. Способствовать формированию у детей правильных представлений о школе и учении;

2. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе;

3. Способствовать формированию опыта учебной деятельности.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольных учреждений и семьи в подготовке детей к школе.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы. Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни : радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Чтение рассказов и сказок, которые показывают значение обучения для людей. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. Также можно прочитать детям рассказ Л. Н. Толстого «Филиппок».

Рисование на тему «Школа». Дети изображают в рисунках свои представления о школе, о процессе обучения, которые у них имеются, отражают личностное отношение к школе, учебе. Можно предложить название рисункам: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться». Возможно проведение занятия по рисованию с помощью «маленького учителя». В качестве «маленького учителя» выступают по очереди все воспитанники группы. На отдельные занятия приглашаются ребята-шефы из школы.

Экскурсии в школу. Экскурсия представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с объектами, с деятельностью взрослых. Экскурсия может осуществляться на школьный двор, в библиотеку, учебный класс, присутствие на учебном занятии.

После экскурсий и участия в совместной деятельности проводятся с детьми беседы, направленные, главным образом, на создание положительного отношения к школе, познание особенностей деятельности учителя и учеников.

Побывав на экскурсии, на уроке в 1 классе проводится игра «В школу» (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления, сюжетно-ролевая игра может быть на тему «На перемене», «На уроке». Также возможно проигрывания занятия, где в роли учителя будет воспитанник.

Дидактические игры: «Правильно - неправильно», в которой детям предлагаются ситуации (на картинках и в устной форме, встречающиеся в школьной жизни. Необходимо проанализировать и оценить поведение учеников в предложенной ситуации.

Личностное отношение к школе, учёбе воспитанники детского сада отражают в рисунках, аппликациях, работах из пластилина и разных материалов. Кроме того, дети делают книжки- самоделки: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться».

Таким образом, без мотивационной готовности, ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков, следовательно сформированная мотивация к обучению способствует скорейшей и безболезненной адаптации к школе.

В случае несформированности мотивации к обучению у первоклассников наблюдается дезадаптация, которая может проявляться в реакциях активного и пассивного протеста, тревожности, неуверенности в себе, снижении самооценки. [/b]

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности к школе старших дошкольников в совместной деятельности педагога и ребёнка Игры, направленные на формирование мотивационного компонента школьной зрелости, представляют собой первый шаг на пути развития познавательных.

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников»
Опубликовано: 14 мая 2015 в 19:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД