МААМ-картинки

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Анжелика Кудрявцева
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого – педагогической практики.

Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом.

Публикация «Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдение за их играми свидетельствует о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не является главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса знаний, умений и навыков ему будет трудно.

Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника, познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, к учебной деятельности, учителям и самому себе.

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков выделяют в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, шесть групп:

• социальные мотивы;

• учебно-познавательные мотивы;

• оценочные мотивы;

• позиционные мотивы;

• внешние по отношению к школе и учению мотивы;

• игровой мотив.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре готовности детей шести-семи лет к школе, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Для профилактики дезадаптации к обучению важно заранее готовить ребенка к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью в нашем ОУ №59 «Перспектива» г. Липецка создана система комплексного психолого – педагогического сопровождения предшкольного образования.

В начале и в конце учебного года в работе с детьми шести-семи лет использовались следующие диагностические методики:

• Диагностическая методика Д. Б. Эльконина,Л. А. Венгера «Изучение новой внутренней позиции».

• Диагностическая методика Д. Б. Эльконина,Л. А. Венгера «Изучение мотивов учения».

• Стандартная беседа Т. А. Нежновой.

• Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для воспитателей).

• Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для родителей).

В начале учебного года мы выявили, что большинство старших до-школьников не проявляют стремления к новому, более взрослому положению в жизни, к социальной роли школьника и учению в школе. Многие дети отдают предпочтение дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям. Дошкольники преимущественно ориентируются на внешние атрибуты школьной жизни и не проявляют активного интереса ни к учебной деятельности, ни к жизнедеятельности школы в целом. Доминирующее положение в структуре их мотивов занимает игровой мотив.

Словом, было очевидно, что мотивационная готовность к школе, обеспечивающая становление внутренней позиции школьника и опосредующих ее мотивов учения, у наших детей развита недостаточно.

Необходимо было провести целенаправленную педагогическую работу по кардинальному изменению представлений детей о школе и формированию внутренней позиции школьника.

Такая работа осуществлялась нами поэтапно, в следующих направлениях.

Первое направление — формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Задачи:

• сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать психологическую положительную установку на школу;

• обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором, спортивной площадкой;

• раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

• закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Формы организации работы:

рассказ воспитателя о своем первом дне в школе, рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот;

целенаправленная экскурсия к школе, посещение (участие) школьных праздников и мероприятий (игра «Зарничка», «День знаний»);

рассматривание картин о школьной жизни;

коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А. Барто «Мама или я?»,М. Бородицкая «Первоклассник», М. Садовский «Первое сентября» и др.).

Результат:

расширение знаний детей о мире школьников;

зарождение чувства доверия к школе;

пробуждение интереса к разным сторонам школьной жизни.

Второе направление — формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Задачи:

• вызвать положительные эмоциональные переживания;

• познакомить с содержанием школьного обучения;

• показать важность и значимость школьных знаний;

• закрепить знания о школьных атрибутах;

• определить уровень информированности о школьной жизни;

• закрепить полученные знания и представления о школе;

• выявить особенности внутренней позиции у детей шести-семи лет.

Формы организации работы:

экскурсия в школу, выставка детских работ после посещения школы, посещение урока физкультуры в первом классе;

посещение «праздника Букваря» в первом классе;

игра «Первоклассник»;

рисование на тему «Что я знаю о школе;

создание уголка первоклассника;

сюжетно-ролевая игра «Школа», чтение стихов и рассказов о школе (М. Яснов «Подходящий угол»,В. Орлов «Что написано в тетрадке»,

В. Голявкин «Не везет» и др.).

Результат:

желание прийти в школу еще раз;

эмоционально-положительного отношения к школе;

желание пойти в школу, чтобы стать таким же ловким, смелым;

появление и закрепление интереса к школе, школьным атрибутам.

Третье направление — ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Задачи:

• познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена);

• показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика;

• закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке;

развивать школьные навыки;

• уточнить знания детей о школьной организации;

• формировать знания о школьной дружбе.

Формы организации работы:

экскурсия в школу во время перемены;

детское творчество на тему «В какой школе я хочу учиться»;

кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»;

игры «Лесная школа», «Сосед, подними руку», «Сокол и лиса»;

игра, моделирующая школьные ситуации, «Школа наоборот»;

беседы «Что можно сделать за перемену?», «Школа и ее правила»;

чтение рассказов К. Д. Ушинского.

Результат:

желание быть школьником,иметь друга;

знакомство со школьными правилами;

желание выполнять установленные правила;

усвоение школьных правил поведения.

Четвертое направление - признание роли и авторитета учителя.

Задачи:

• создать образ доброго учителя;

• возбудить чувство доверия к учителю;

• закрепить чувство доверия, интереса к учителю.

Формы организации работы:

беседа об учителе после посещения школы;

встреча учителя с дошкольниками в детском саду;

организация переписки с учителем.

Результат:

чувство радости от общения с учителем;

растущий интерес к учителю;

стремление заслужить одобрение учителя.

Формирование у детей шести-семи лет мотивов учения и положительного отношения к школе наиболее успешно происходило при использовании в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться», игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники и др.

Совместная практическая деятельность взрослых с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствовала формированию внутренней позиции школьника,познавательных и социальных мотивов учения.

При организации игры в «Школу» использовались сюжеты различного содержания: игра в «Школу» после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления) и др. Для поддержания интереса дошкольников к игре рекомендовалось ввести роль Незнайки - ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание уделялось ознакомлению родителей с особенностями становления у ребенка внутренней позиции школьника и на этой основе формировался позитивный образ современной школы.

Проведенный в конце учебного года мониторинг показал существенные изменения в мотивационной структуре готовности детей к школе и позволил сделать следующие выводы:

1. Поэтапное формирование компонентов внутренней позиции школьника (сначала формирование общего положительного отношения к школе, затем - интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения и в заключение - признание роли и авторитета учителя) обеспечивает детям сознательное становление этой позиции.

2. Использование разных форм педагогической работы ведет к повышению и сохранению у дошкольников интереса к школе, учению, формирует желание занять новый социальный статус школьника, стремление активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.

4. Оказание помощи родителям в психолого-педагогических вопросах, связанных с формированием мотивационной готовности ребенка к обучению в школе, помогает возникновению эмоционально положительного отношения к школе как у детей, так и у их родителей.

5. Разработанная нами система педагогической работы по формированию мотивационной готовности ребенка к школе способствовала изменению компонентов внутренней позиции школьника и мотивов учения.

Публикации по теме:

Оопыт работы воспитателя по повышению уровня знаний родителей в вопросах готовности ребенка к школе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102». «Крепкая семья –.

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Опубликовано: 8 сентября 2013 в 17:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД