Папки-передвижки

Особенности организации театрального кружка в целях формирования творческой деятельности детей средней группы

Елена Федаш-Прокофьева
Особенности организации театрального кружка в целях формирования творческой деятельности детей средней группы

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать

Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей работе «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Публикация «Особенности организации театрального кружка в целях формирования творческой деятельности детей средней группы» размещена в разделах

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организации которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения видеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия ее разрешения.

Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Исполняя ту или иную роль, человек переносится на другой уровень бытия, в иное пространство и время, перевоплощается, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает дополнительный опыт. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности неисчерпаемы.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой игры. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории. В связи с тем, что оба вида игры, сюжетно-ролевая и театрализованная, относятся к творческим видам, следует определить понятие творчества. Творчество – это новое, никогда не бывшее ранее (согласно энциклопедической литературе). Таким образом, творчество характеризует два основных критерия: новизна и оригинальность продукта. Н. А. Ветлугина, виднейший исследователь детского художественного творчества, считает, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим новое о себе.

Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Л. С. Выготский считает, что для того чтобы развить детское творчество, нужно развить воображение. Можно ли развить творческие качества детей? Можно, так как обучение и творчество не противоречат друг другу. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство.

В средней группе расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены о театральных профессиях. Дети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю. Большое место в театрализованной деятельности дошкольников имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям.

В работе следует использовать достаточное количество игр-драматизаций, чтобы стимулировать и развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется в оформлении места игры, в придумывании и воплощении ролей, в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.

Нами разработана программа, которая направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Для эстетического развития детей, развития их творческих способностей представляет собой театрализованная деятельность. В связи с этим введены дополнительные занятия по театральной деятельности, которые проводит воспитатель.

На занятиях мы ставим следующие задачи: • формировать четкую, грамотную речь, пополнять словарный запас, образный строй речи;

• последовательно знакомить детей с различными видами театра;

• развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

• воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• воспитывать в детях готовность к творчеству;

• воспитывать доброжелательность и сотрудничество в отношении друг к другу.

Основными методами работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

Основными принципами работы являются:

принцип интеграции детских художественных деятельностей :

-музыкальной, где дети учатся слушать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его в движении, жестами, мимикой;

-изобразительной, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями близкими по сюжету спектакля;

-речевой, где у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек;

-ознакомление с художественной литературой, где дети знакомятся с литературными произведениями;

-ознакомление с окружающим, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений;

принцип связи игры и искусства с жизнью,

принцип творчества взрослых и детей.

Например, на занятии «На озере» дети ходили на «озеро». Где действовали с воображаемыми предметами – ловили «карасей» в игре «Поймаем рыбку».

В игре «Продавцы-покупатели» на занятии «Овощной базар» учились выражать свои эмоции в ролях покупателей и продавцов. В этюде «Журавли улетают» дети развивали воображение, где представляли себя птицами.

На занятии «За орехами» включались в предложенный игровой образ, в игре-драматизации по сказке «Кочеток и Курочка» дети воплощались в роли, вступали в ролевой диалог, обозначали своего героя мимикой, жестами, позой, интонацией речи.

Детям очень нравится играть в спектаклях. На занятии «Игра в спектакль» дети готовились к спектаклю-импровизации, где учились готовить все необходимое для спектакля, учились партнерскому взаимодействию, воспитывалось чувство коллективизма.

На занятии «Утки - беленькие грудки» дети выразительно двигались в соответствии с художественным образом в игре-разминке «Веселые утята». В этюде на интонационную выразительность «Хозяйки и утки» дети при помощи интонации выражали свои настроения.

В разминке «Конькобежцы» на занятии «Зимние забавы» в двигательной импровизации у детей развивалось творческое воображение.

На занятии «Сказки из сундучка» дети обыгрывали сказку с пластических этюдах – «Этюды на выразительность пластики и эмоций. В игре-импровизации «Реклама товара» (на занятии «Ярмарочная площадь») дети увлеченно разыгрывали сценки, инсценировки (р. н. п. «Где был, Иванушка?»)

На занятиях дети знакомятся со сказками, приобщаются к словесному народному творчеству, развивают воображение, пробуждается эмоциональный отклик, учатся ролевому поведению.

Результаты мы можем исследовать в такой диагностике (см. Приложение 1).

Выводы:

Проделав работу по раскрытию творческих способностей, развитию психологических процессов, личностных качеств, обогащению театрального опыта, привитию интереса к театрализованной игре мы считаем, что достигли результатов. Дети научились «вживаться в роли», воображать, расширился их кругозор, стали проявлять творчество в различных видах театра, развились партнерские взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, приобрели коммуникативные навыки. В процессе игр, этюдов, упражнений у детей развилась интонация, мимика, движение.

Публикации по теме:

Значение театрализованных игр для познавательного развития детей От автора Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского.

Театрализованные игры. Методические рекомендации ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации театрального кружка в целях формирования творческой деятельности детей средней группы
Опубликовано: 22 апреля 2015 в 06:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД