МААМ-картинки

Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника

Екатерина Севостьянова
Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника

Экспериментальная деятельность дошкольника рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях достаточно давно., например, Жан Пиаже в своих работах по психологии развития неоднократно указывал на экспериментальную деятельность, а, выдающийся российских психолог Николай Поддъяков многолетними исследованиям доказал, что экспериментально-исследовательская деятельность так же как игровая является ведущей в дошкольном возрасте. Актуальность темы данного доклада опирается на следующие основания:

Публикация «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника» размещена в разделах

Во-первых, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет исследовательскую деятельность как одну из основных в дошкольном возрасте.

Во-вторых, при имеющихся разработках данной темы не все педагоги, работающие с дошкольниками, представляют особенности экспериментальной деятельности (то есть что делать, как делать и что нужно для организации таковой деятельности

И, в-третьих, мне самой интересно было узнать особенности организации исследовательской экспериментальной деятельности, так как она, на мой взгляд, является одной из самых интересных для детей-дошкольников.

Единого строгого психологического определения экспериментирования нет. Обычно под ним понимается исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком диапазоне, это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых. Определение экспериментирования, на которое я буду опираться представлено на слайде.

В основе экспериментально-исследовательской деятельности лежат 2 условия :

-самостоятельная детская деятельность;

-творческая детская деятельность.

Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют о том, что экспериментирование существенно влияет на развитие ребенка. Так, на слайде обобщены некоторые из сторон целостного развития дошкольника, активно прирастающие под влиянием экспериментирования.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности и предполагает решение задач, достаточно описанных в педагогике и психологии развития.

Эксперименты, по разным основаниям для классификации, могут быть разными: групповыми и индивидуальными,

однократными или циклическими (например, цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.);

констатирующими, сравнительными или обобщающими:

-констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление,

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

-обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу организации эксперименты могут быть демонстрационными и фронтальными.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Из каких этапов состоит эксперимент? : Поддъяков, в своих работах выделяет следующие компоненты структуры экспериментов :

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Но, исходя из особенностей дошкольного возраста, детское экспериментирование имеет особую специфику, которую необходимо учитывать при построении образовательного процесса:

1. Экспериментирование должно быть свободно от обязательности (ребенка нельзя заставить наблюдать или манипулировать с объектом, если он не хочет).

2. Экспериментирование дошкольников нельзя жестко регламентировать (временными или иными рамками).

3. Действия педагога и детей должны сопровождаться объяснениями и комментариями.

4. До старшего возраста действия должны фиксироваться воспитателем.

Какие условия необходимы, для того чтобы экспериментирование состоялось? Изучив существующие работы по данной тематике, мы выявили два важных условия:

Во-первых, воспитатель должен знать и уметь организовывать данную деятельность.

Во-вторых, экспериментирование невозможно без специально организованной среды.

По первому условию мы выявили существующие методические рекомендации и описание экспериментирования у таких авторов как О. В. Дыбина, Рахманова Н. П., Щетинова В. В., С. Н. Николаева, А. И. Шапиро; из зарубежных Ж. Пиаже и другие авторы. То есть в личной библиотеке воспитателя обязательно должно быть несколько книг на данную тему. Обратившись к воспитателям базовых детских садов колледжа с вопросом: имеются ли в детском учреждении методические рекомендации по проведению экспериментирования, мы получили сведения, что во всех методических кабинетах пособия разных авторов на эту тему есть.

Обратившись ко второму условию, то есть к наличию в группе ДОУ специальной среды, мы столкнулись с 2 вопросами:

1. Что должно быть в Центре или в уголке экспериментирования?

2. Что есть в группах в соответствии с требованиями?

Анализируя имеющиеся методические разработки в печатных изданиях и интернет- ресурсах, требования к оснащению пространственно-предметной развивающей среды, заданных в стандарте дошкольного образования, нами сделаны выводы о том, что место для самостоятельной и совместной экспериментальной деятельности ребенка и взрослого должно быть достаточно хорошо оборудовано.

При отборе материала для исследования, мы не только рассматривали и фотографировали имеющиеся центры, но и беседовали с воспитателями и методистами по специфике их наполнения.

Итогом стали следующие результаты:

1. В группах есть таковые Центры и Уголки.

2. Оснащение Центров и Уголков разное.

Таким образом, анализ условий, необходимых для реализации экспериментальной деятельности в детском саду показал, что:

1. Пространственно-предметная среда должна быть хорошо оснащена и поддерживать как совместную, так и самостоятельную детскую экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Педагоги должны быть компетентны в организации данной деятельности.

Мы так же определили дальнейшие шаги по изучению данной темы:

1. Выявить представления воспитателей Канска об экспериментальной деятельности.

2. Создать подборку экспериментов для разных возрастных групп из имеющихся методических рекомендаций.

3. Организовать и провести экспериментальную деятельность с детьми в ходе дальнейших практик для приобретения практического опыта организации данной работы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольника
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 10:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД