МААМ-картинки

Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста

Алексеева Ольга
Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста

Стендовый доклад

«Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста»

Выполнили:

воспитатель первой категории Городилова Марина Ивановна

воспитатель Алексеева Ольга Александровна

Педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Публикация «Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста» размещена в разделах

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы:

1. Лучше понять, что происходит с ребенком, распознать действительные причины его поведения, состояния, осмыслить последствия. Определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.

2. Выбирать правильные педагогические стратегии. Не тратить силы на обучение тому, что дети уже умеют делать сами (пусть не с тем качеством, пусть не так, как мы хотим, пусть медленно, но автономно, то есть самостоятельно и осознанно)

3. Увидеть изменения в их физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии в течение всего времени взаимодействия с ними. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребенка. Наблюдение позволяет согласовать мнения разных взрослых, которые видят одного и того же ребенка по-разному.

4. Найти способы, позволяющие наилучшим образом разрешать проблемные ситуации. Наблюдения позволяют взрослым учиться определять какого рода поведения можно ожидать от ребенка при определенных условиях, и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий.

5. Получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители. Наблюдения обеспечивают детали, эпизоды, примеры. Педагоги и родители могут совместно использовать результаты наблюдений для достижения понимания ребенка и координации своих действий. Такой обмен информацией и мнениями создает подлинное партнерство. Видеть как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе «непосредственной образовательной деятельности», осмысливаются, трансформируются и используются ими в самостоятельной деятельности. А так же для того, что понимать: ребенок учится каждую минуту независимо от взрослых в самостоятельной деятельности.

6. Внести изменения в развивающую среду. Наблюдая за тем, как дети используют места для игр и материалы, можно определить, отвечают ли созданные условия их потребностям, есть ли необходимость в изменениях.

7. Определить моменты, вызывающие озабоченность. Наблюдения помогают увидеть необходимость немедленного вмешательства в случаях, когда ребенок испытывает трудности в чем-либо и эти трудности ухудшают качество его жизни.

8. Внести изменения в учебный план. Используя наблюдения, педагоги могут определить потребность в изменении содержания обучения или форм и методов, с тем, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы.

9. Получить обратную связь об эффективности (или не эффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребенка в учебе.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

регистрация событий в момент их протекания;

независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести:

недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

Какие виды наблюдений существуют:

Систематическое наблюдение – тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка.

Несистематическое наблюдение – важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

В зависимости от предмета наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные объекты или все подряд (сплошь).

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача – описать общую картину поведения (характеристика на ребенка).

Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его речь (мониторинг достижения планируемых результатов детьми).

По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в экспериментальном педагогическом процессе. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания (например: можно определить модель общения ребенка с родителями). Включенное – осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим педагогом-экспериментатором в процессе совместной деятельности).

По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое, проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей – представителей разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики. Лонгитюдное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (при проверке гипотезы о влиянии на развитие чего-либо).Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения (включённость ребёнка во взаимодействие со сверстниками)

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т. д.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Процесс наблюдения должен быть:

целенаправленным

постоянным

объективным

описательным

интегрирующим

рефлексивным

достоверным.

Основная ценность наблюдений за детьми в том, что можно видеть каждого ребенка как отдельную личность, обладающую и реализующую свой собственный потенциал развития и образования.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа, предмет наблюдения (поведение индивида или группы, ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Регистрация фактов – это процесс документирования наблюдаемого. Рефлексия и интерпретация увиденного представляют собой анализ собранных фактов, понимание сути происходящего, выстраивание в логической последовательности причин и следствий.

Формы записи педагогических наблюдений и другие способы сбора информации

-Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки.

-Повествовательные или дневниковые заметки

-Портфолио ребёнка

-Карта наблюдения

Педагогическое наблюдение с детьми младшего возраста лучше всего организовывать в той ситуации, которая для ребенка наиболее естественна. В младшем дошкольном детстве — это игра. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т. е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека. Ученые выяснили, что именно к 3 годам формируется долговременная память, т. е. ребенок осознает и помнит себя как личность.

Пример №1. В группе появился красивый ободок с ушками, как у мышки. Вика, 3 года, надела его и стала танцевать, петь и вести себя очень раскрепощенно.

Пример №2. Дети 3, 4 года (Артем, Ваня, Илона) взяли салфетку, расстелили ее на полу, разложили на нем подушечки. Воспитатель спрашивает: — «Ребята, что это у вас?» Отвечают: «Мама уладывет нас спать!».

Пример №3. Семен,3 года, Илья, 3 года, Илона 4 года. Разложили аптечку, принесли куклу, Илона — доктор, она ставит кукле укол. Илья переживает — кукле больно.

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Важно включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, возникновению добрых чувств ко всему живому, появлению любопытства и любознательности, проявлению переживаний, связанных с красотой природы.

Пример №4. Артем, 4 года. Взял телефон и очень деловым тоном разговаривает с мамой.

Список литературы:

1. Вераксы Н. Е, Вераксы А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве //Москва. Мозаика-Синтез, 2006

2. Короткова Н. А, Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах // Москва. Линка-Пресс, 2014

3. Коглин У., Петерман Ф., Петерман У. Наблюдение за развитием детей от 3 до 48 месяцев и протоколирование результатов. Под редакцией Бондаревой С. Н // Москва. Национальное образование, 2016.

4. Коглин У., Петерман Ф., Петерман У. Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов. Под редакцией Бондаревой С. Н. // Москва. Национальное образование, 2016.

5. Никишкина И. В. Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / / Волгоград. Учитель, 2007г.

Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наблюдение (психология,

Публикации по теме:

Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон воспитания детей младшего дошкольного возраста. При условии целенаправленного.

Карта педагогического наблюдения детей 5 лет КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ детей 5 лет ФИО ребенка ___ Качества Критерии оценивания с о.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста. Игра-путешествие «Невидимка, который нужен всем» АН ДОО «АЛМАЗИК» Д/С № 43 «ЧЕБУРАШКА» Конспект занятия: игра - путешествие «Невидимка, который нужен всем» Подготовила: воспитатель.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года»Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Зaдaчи воспитания и обучения» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Цель: рассказать родителям, что важно знать,.

Здравствуй, осень золотая! Наблюдения за природой с детьми дошкольного возраста С наступлением осени преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста
Опубликовано: 17 июня 2018 в 20:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД