Папки-передвижки

Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста

Галина Незванова
Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста

Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста.

"В совместном творчестве рождается сочинение,

достойное взрослого сказочника".

Обучение дошкольников сочинению творческих рассказов, сказок, историй придаётся большое значение. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным. Они заставляют детей сопереживать и внутренне содействовать персонажам. Сочинение сказок позволяет развить творческие способности, умение находить нестандартные решения в трудных ситуациях. Сказка заставляет детей думать, рассуждать, даёт толчок к эмоциональному переживанию – в сказках ребёнок выражает своё отношение к добру и злу.

Публикация «Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста» размещена в разделах

Правильно организованная развивающая, эмоционально-комфортная среда позволяет проявить ребёнку творческие способности, реализовать пробуждение фантазии, желание придумать сказку в игре, а не в учебной деятельности, проявить творческое самовыражение, помогает поверить в свои силы и способности, учит взаимодействию с педагогами и сверстниками.

Важная задача педагога – развитие творческой личности, растить талантливых детей. Взрослый должен стать для ребёнка проводником в мир игр, мир фантазий.

Грамматика фантазии.

(введение в искусство придумывания историй).

Основные приёмы при сочинении сказок:

• групповое сочинение с помощью карточек (несколько участников делает сочинение более интересным). Дети изготавливают карточки, на каждую из них они приклеивают изображения предметов (сумка, холодильник, форточка и т. д.) и действий человека (бежит, плывёт, идёт, плачет, спит, разговаривает по телефону и т. д.). Все карточки складываются в кучу (шапку, перемешиваются и каждый играющий вытаскивает по одной или двум карточкам. Каждый участник, когда доходит очередь до него в своём отрывке «разрабатывает», «обыгрывает» именно тот предмет или действие, которое изображено на его карточке. Чем больше случайностей в чередовании слов, тем занимательней и причудливей получается рассказ;

• совместная игра-придумывание. «Закончи сказку и расскажи всем», «Придумай другой конец сказки» (сочинение сказки по началу, предложенному воспитателем);

• моделирование сказки (в квадратах персонажа сказки, которую они сочиняют);

• коллективное сочинение, приём «цепочки». Первый ребёнок – одно слово, второй – другое слово и связывает его с первым словом и т. д. (слон, шкаф, лес, зеркало и т. д.);

• сочинение историй – сценок с костюмами. Называются 2, 3 персонажа-костюма. Дети выдумывают историю, объединяющую их: «где?», «когда?», «чем началось?», «что произошло?», «чем закончилось?» (какая история-сюжет могла случиться между тигрёнком и колокольчиком, между мушкетером и снежинкой и т. п.). Костюм даёт толчок развития фантазии по определённому руслу, в результате чего, часто возникают яркие, интересные сюжеты;

• придумывание сказок-превращений (что может случиться, если вдруг превратишься в кота, бабочку и т. д.);

• игра-задание «Спецы и Небывальщица» (вариант усложнения совместного сочинения).

Играющие садятся в круг, каждый выбирает себе специальность: шофёр, учитель, швея, художник и т. д. – и объявляет её. Потом воспитатель начинает рассказывать какую-либо историю, попеременно обращаясь то к одному то к другому из играющих.

В-ль: «Жил у нас в городе один человек, которого звали …» - и обращается к «Портнихе», которая вставляет любое слово из запаса тех, что относятся к её профессии, например: «иголка». Воспитатель продолжает: «И вот решил он пойти купить» - обращается к «Шофёру», который добавляет своё слово (руль) и т. д.

Чем неожиданней обращается к тому или иному «спецу» и чем труднее подобрать подходящее слово, тем интереснее и веселее проходит игра.

• приём расшатывания сюжета (обновление, введение новых персонажей – героев-спасателей; вариантов их появления много из разных сказок).

Обстоятельства, в которые попадает тот или иной персонаж – отправная точка для развития фантазии, воображения;

• создание новых сказок на основе соединения (слияния) разных литературных произведений;

• сочинение сказок по схемам (графические изображения, наиболее часто встречающиеся в детских историях, используя элементы технологии ТРИЗ;

• сочинение сказок в процессе режиссёрских игр. Игра превращается в «действенное фантазирование», когда ребёнок выполняет все роли сам, развёртывает сказочные события в соответствии с собственным замыслом. Важно, чтобы замысел воплотился до конца. В процессе этой деятельности развивается личностные качества – инициативность и творчество.

Игровые моменты (способствуют быстрому включению ребёнка в игровой процесс)

• в группу влетает большой шар, на котором написано «Здравствуй сказка»;

• В-ль: «Посмотрите, какой чудесный волшебный ларец! Что же в нём?» (персонажи сказки);

• использование сказочного кубика при коллективном сочинении;

• использование графических схем;

• использование театральной куклы. В-ль: «Сейчас Гномик-весельчак будет рассказывать сказку, а вы должны ему помочь»;

• тексты-предисловия (введение в сказку путём игровой мотивации).

В-ль: «В одной чудесной стране жил художник, однажды он решил нарисовать волшебную картину. Долго трудился и создал замечательное полотно, оно нравилось все, кто приходил к нему в гости. Но в этой же стране жил злой колдун. Он завидовал художнику и превратил его картины в какие-то непонятные знаки. Опечалился художник… Может быть, вы, ребята поможете ему?»;

• выразительное чтение воспитателем стихотворений, рассматривание картин с пейзажами (перед началом сочинения сказки);

Работа над созданием (сочинением сказок) позволяет сделать следующие выводы: словесное творчество влияет на развитие всех сторон речи ребёнка (лексической, грамматической, фонетической, речь стала выразительной, образной, эмоциональной. Этот вид творчества связан с развитием мышления, воображения и играет огромную роль в развитии умственных способностей.

Сказки, придуманные детьми.

Сказки из музыкальной шкатулки.

В одном королевстве жила добрая королева и была у неё любимая дочь, звали её Домисолька. Она очень любила петь, танцевать и сочиняла сама музыку. Домисолька была девочкой послушной, доброй и очень трудолюбивой, любую работу выполняла с желанием и всегда доводила до конца. В день её 16-летия во дворец было приглашено много гостей, среди них была добрая волшебница. Она подарила Домисольке чудесный подарок, которому девушка очень обрадовалась. Это была флейта. Ещё не зная волшебных свойств инструмента, Домисолька часто играла на ней, придумывала свои мелодии, и все, кто её слушал, радовались вместе с ней.

Однажды в соседнем королевстве заболел сын короля, которому тоже исполнилось 16 лет. Чтобы вылечить сына во дворец были приглашены самые лучшие доктора со всего света, но они не смогли ему помочь. Принца покидали силы, он слабел с каждым днём. Король потерял всякую надежду и объявил по всему королевству: «Кто сможет помочь принцу, получит в награду то, что пожелает!».

Когда Домисолька прослышала о болезни принца, она решила помочь ему и попросила Короля отвести её к больному. Она не думала о награде – она думала о бедном принце. Взяв с собой волшебную флейту, она отправилась в дорогу на карете. Дорога была дальняя и длинная. Проезжая по лесу, она выходила из кареты и играла в лесу на флейте мелодии леса, поля, воды, вера. Её песня раздавалась повсюду. Принц услышал волшебные звуки флейты, открыл глаза и улыбнулся. Прибыв во дворец, Домисолька сыграла волшебную мелодию «Любовь к жизни», и, конечно, принц, услышав её музыку, выздоровел. Домисолька и принц понравились друг другу, они слушали музыку, которая помогала им жить, любить и быть счастливыми. А когда им исполнилось ё8 лет, они поженились.

Как Баба-Яга стала доброй.

Жила была Баба-Яга в избушке на курьих ножках в лесу и была у неё волшебная кровать. Когда она ложилась на неё, кровать превращалась в ковёр-самолёт. Однажды ковёр приземлился в дремучем, заколдованном лесу. Отовсюду веяло страхом, деревья скрипели и падали, пугая Бабу-Ягу, зловещие тени от них оживали и убегали вглубь леса как приведения. Баба-Яга посмотрела вокруг и увидела на поляне грибы, от которых очень дурно пахло. А Баба-Яга как раз и искала такие - она готовила из них колдовское зелье. Она стала прыгать от радости, произнося слова: «Пришла твоя погибель, Змей-Горыныч!». Эти слова услышала синяя птица, которая пролетала рядом. Колдунья обманом заманила к себе Змея-Горыныча, приготовила зелье и хотела его отравить. Синяя птица решила предупредить Дракона, что ему угрожает опасность. Птица летела и увидела Слоника, который славился своей добротой. Птица ему рассказала, что Баба-Яга решила совершить зло. Недалеко от его дома было волшебное озеро и совсем рядом избушка Бабы-Яги. Слоник встретил Бабу-Ягу и пригласил в волшебный сад и обрызгал её водой из волшебного озера. Баба-Яга захотела спать и проспала 3 дня и 3 ночи, когда она проснулась, то была уже у своей избушки. Она была радостная и весёлая, на небе светил месяц и она решила прогуляться по лесу недалеко от избушки. Она шла и напевала, думала о хорошем. Баба-Яга стала доброй. Сказка – ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок.

Чудо – грибок

В одной деревне жили – были дед и баба, и была у них внучка Дарьюшка. Дом их стоял на краю леса. Вот, однажды бабушка приболела, и захотелось ей лечебной ягодки откушать – землянички лесной. И решила Дарьюшка сходить в лес за земляникой – ягодой. Пошла она по тропинке, да свернула налево, потом направо и не заметила, как заблудилась в лесу. Ягод набрала целое лукошко, а дорогу домой не может отыскать. Шла она, шла, да зашла в самую глушь, в самую чащу. Видит: стоит избушка на курьих ножках. Заглянула Дарьюшка в окно, никого там не увидела. Тут раздался гул да свист, это Баба Яга в ступе прилетела. Испугалась Дарьюшка, а Баба Яга говорит: «Ага, попалась! Будешь теперь у меня жить, мухоморчики варить – очень уж я их люблю!» Легла Баба Яга отдыхать, а Дарьюшке велела нарвать в лесу грибов мухоморов и приготовить из них кушанье. Сидит Дарьюшка, горюет. А тут из угла мышка выбежала и говорит: «Дай мне кашки, Дарьюшка, я тебе добренькое скажу.» Дарьюшка мышку накормила. Вот мышка и говорит: «Слыхала я от своей бабки старой, что раз в сто лет вырастает в лесу чудо-гриб. Кто его съест, или даже понюхает, станет очень добрым. Сегодня этот день настал. Я помогу тебе найти этот чудо-гриб. Ты угостишь Бабу Ягу, она станет доброй и не съест тебя.» Так они и сделали. Долго –долго ходили по лесу, мухоморов набрали полную корзину, а вот он и чудо-грибок. Обрадовалась Дарьюшка и пошли они к Бабе Яге – костяной ноге. Она уже ждет, поджидает Дарьюшку. Угостила Дарьюшка Бабу Ягу чудо-грибком и стала она очень доброй. Поставила Баба Яга самовар, напоила Дарьюшку чаем и стала ее расспрашивать: как она здесь оказалась, что случилось и решила ей помочь. «Вот тебе волшебный колобок, куда он покатится, туда и ступай.» Катится колобок, Дарьюшка спешит, бабушке ягоды лечебные несет.

Привела тропинка их в другую, незнакомую деревню. Взлетел на забор петух, орет во все горло: «Ку-ка-ре-ку! По тропинке Дарьюшка идет, ягодки волшебные лечебные несет». Вышли девочку встречать две бабушки – старушки: «Перестали, внучка, слышать наши ушки. Ты нам, внучка, помоги, ягодками угости». Угостила Дарьюшка их ягодками, и пошли они дальше. А вот и своя деревня. Быстро добежала до дома Дарьюшка и вылечила бабушку волшебными ягодами. Тут и сказке конец.

Приключения Колобка-клубка.

В маленьком домишке жили - были Мышка, Кошка, Бабушка и дочка Марьюшка. Бабушка сидела на крылечке, грелась на солнышке, вязала и пела песенку:

«Ты волшебный мой клубок,

Разноцветный Колобок.

Я вяжу носочки

Для любимой дочки.»

Колобок-клубок слушает и радуется. А рядом кошка Мурка - рыженькая шкурка сидит, мурлычет, глазки жмурит, на всех посматривает.

И вот кошка говорит колобку: «Что с тобой происходит? Ты худеешь на глазах! Скоро от тебя совсем ничего не останется!». Задумался колобок, огорчился и решил убежать от бабушки в лес, когда она задремлет. Так и случилось. Покатился колобок - разноцветный клубок с крылечка на ступеньку, со ступеньки на землю и покатился по дорожке - только его и видели. Кошка Мурка - рыженькая шкурка за Колобком побежала и мяукает ему вслед: «Вот глупенький колобок, размотается твой бок!» Но Колобок не послушал ее и укатился.

Бабушка проснулась, глядь - а клубочка нет, и носок недовязанным остался. Вернулась Мурка и рассказала, что Колобок убежал в лес. Позвали Марьюшку, думали - гадали, что же делать? И решила Марьюшка в лес идти, Колобка искать. Вот пошла она по тропинке, по дорожке, вместе с кошкой.

… А Колобок катится по лесу. А навстречу ему Заяц: «Колобок, Колобок, я тебя с собой заберу, зайчатам перчатки сплету». А Колобок песенку запел:

«Я Колобок, Колобок

Разноцветный бок.

Я от Бабушки ушел,

Я от Марьюшки ушел,

А от тебя, заяц и подавно убегу»

И покатился по дорожке. Встретил Колобок и Волка, и Лису. И от них убежал. А тут вечер наступил, страшно стало Колобку. Видит он -стоит на полянке избушка. Заглянул - никого нет. Зашел Колобок в избушку, увидел там кровать и прилег отдохнуть. А в той избушке жил большущий Медведь, только в то время его не было дома.

Тем временем Марьюшка и кошка Мурка - рыженькая шкурка по лесу идут, Колобка никак не найдут. Навстречу им Заяц. Спрашивают они Зайца: «Заяц, Заяц, не видел ли ты Колобка?» Заяц отвечает: «Видел, он вон в ту сторону побежал». Пошли Марьюшка с Муркой дальше, встретили они и Волка и Лису (диалоги повторяются). Шли они долго по тропке - дорожке, и наколола Марьюшка ножку, идти не может. Наконец увидели они избушку на полянке. Постучались - никто не отвечает. Толкнули дверь - она и отворилась. Зашли они в избушку и увидели спящего Колобка. Как они обрадовались, что нашли его! И Колобок тоже был рад встрече. Марьюшка и говорит Колобку:

«Убежал ты Колобочек,

Недовязанный носочек

У меня теперь.

Ты вернись домой скорей!

Ты поверь, я помогу,

Новой пряжи напряду,

И ты снова поправишься!»

Обрадовался Колобок и решил вернуться домой. А за окном уж совсем темно стало. Страшно им по лесу ночью идти. Решили они остаться в избушке и переночевать. Марьюшка в доме прибрала, полы помыла, кашу сварила, цветов набрала, на стол поставила. И стало в избушке так чисто и уютно. А тут и медведь домой вернулся. Обрадовался гостям, похвалил Марьюшку за работу да за вкусную кашу. Утром проснулись все, в путь - дорогу собрались, а у Марьюшки ножка болит. Что делать? Как идти? Принес Медведь большой-пребольшой короб, посадил всех в него и отнес в деревню к бабушке.

Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Литература:

1) «Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников». Изд. «ТЦ Сфера»\под ред. В. М. Букатова,2014;

2) «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой, ТЦ «Сфера», 2015;

3) «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. О. С. Ушаковой, М. изд. «Просвещение», 1996;

4) «Дошкольное воспитание» № 11, М. 1998.

Публикации по теме:

Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста Стендовый доклад «Особенности педагогического наблюдения за детьми младшего возраста» Выполнили: воспитатель первой категории Городилова.

Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста ВВЕДЕНИЕ Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные.

Консультация «Особенности овладения детьми дошкольного возраста правильным звукопроизношением» Все маленькие дети до определенного возраста говорят неправильно. Это вызвано физиологической незрелостью речевого аппарата. Такое возрастное.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Самойлович Анна Геннадьевна.

Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-7 лет, считается важным и ответственным этапом личностного формирования каждого человека. В этот период происходит.

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Изобразительное творчество - это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Пространством.

Психологические особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность выполненной работы определяется тем, что личность, как отмечают ряд авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович,.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.

Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Статья: «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»Дошкольное детство - длительный период, закладывающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности сочинения сказок детьми старшего возраста
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 12:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД