«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста

Гульбану жусупова
«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ

ПРОГРАММА

дополнительного образования

(для детей младшего дошкольного возраста)

Составила:

Жусупова

Гульбану Сурагановна

Тюмень 2010

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Нужно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Во-первых, эта работа влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

• Развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

КУРС ПРЕДЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ

СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

• Развитие ручной умелости.

• Координация движения рук.

• Концентрация внимания.

• Развития зрительного восприятия.

• Развитие творческих способностей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЬСЯ НА ПРИНЦИПАХ:

• Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме

• Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.

• Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.

• Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

• Принцип гуманистичности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Пальчиковая страна» рассчитана на работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Задачи, решаемые на занятиях, строятся на возрастных особенностях детей, по принципу усложнения, что позволяет ребенку достичь результатов в развитии мелкой моторики рук и ручной умелости.

Структурной особенностью программы является блочно–тематическое содержание занятий. Основные циклы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно ребенку в каждом конкретном возрасте.

К каждому занятию ставится соответствующая цель, подбирается материал и оборудование. Формы и методы работы с детьми определяются с одной стороны, особенностями восприятия мира с другой стороны задачами программного характера.

Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.

Учитывая психологические особенности дошкольного возраста основным видом деятельности, в рамках которого проводится занятия, является ИГРА.

Система занятий по программе «Пальчиковая страна» рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий до 10 - 15 человек.

Занятия включают в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, пальчиковые игры, графические упражнения, речевые разминки, творческие задания, знакомство и работа в тетради, психогимнастику. Работа с ножницами, с материалами (пластилин, глина, природный материал, крупы). Рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками, аппликация (обрывная, из семян и круп).

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Пальцы органически связанны с мозговыми центрами и внутренними органами. Работа руками способствует совершенствованию мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей связана в большей степени с развитием действий рук.

Одной из активных форм развития мускулатуры кисти является пальчиковый массаж. Он усиливает кровообращение мышц, делает их более эластичными, улучшает контроль центральной нервной системы за состоянием мышечно-связочного аппарата. Применение пальчиковой гимнастики – это и есть опосредованное тренировочное воздействие, ускоряющее и способствующее становлению навыков письма.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Рука –это своего рода внешний мозг» писал Кант.

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал еще Аристотель

Большое внимание в программе «Пальчиковая страна» уделяется пальчиковым играм. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр, ребенок повторяет движения взрослых, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и ум ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, фантазии, смекалки и речи. Методика и смысл игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, для таких игр используются небольшие стишки, считалки, песенки.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком

Кроме пальчиковых игр в программе используются графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Выполнения графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия по программе «Пальчиковая страна» дают возможность ребенку научиться самостоятельно работать, дети могут определять порядок своей творческой деятельности, разнообразно использовать материалы. Программа поможет сформировать у детей навыки самообслуживания направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие ручной умелости.

• Развитие координация движения рук.

• Подготовка руки к письму.

• Самостоятельность в действиях.

• Эмоциональное отношение к творческой деятельности.

• Развитие познавательных и психических процессов.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Анкетирование родителей о качестве предоставляемых дополнительно- образовательных услуг;

• Просмотр открытых занятий

• Отчет творческими работами детей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

возраст Количество занятий в неделю продолжительность Количество занятий в году

3 - 4 года

1 10 -15 минут 36

4 -5 лет

1 20-25 минут 36

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Возраст от 3 до 4 лет (первый год)

№ Циклы занятий и темы Кол-во занятий

Цикл: «Ладушки-ладушки»

4

1 «Ладушки» 1

2 «Ладушки у бабушки» 2

3 «Хлоп-хлоп!» 1

Цикл занятий: «Дождик-лей, лей!»

4

1 «Тучка и дождик» 2

2 «Кап-кап» 1

3 «Кап-кап» 1

Цикл занятий: «Дары осени»

4

1 «Овощи» 2

2 «Фрукты» 2

Цикл занятий: «Я сам!»

7

1 «Зернышки» 2

2 «Бусинки» 2

3 «Губочка» 2

4 «Я все сам!» 1

Цикл занятий: «Зимушка –зима»

7

1 «Мороз щиплет нос» 2

2 «Снег идет» 1

3 «Зимний ветерок» 2

4 «Зимние забавы» 1

5 «Зимушка» 1

Цикл занятий: «Мои забавы»

4

1 «Мозаика» 1

2 «Забавная шнуровка» 1

3 «Пазлы» 1

4 «Забавы» 1

Цикл занятий: «Весна красна!»

7

1 «Солнышко» 2

2 «Ручейки» 1

3 «Цветочки» 2

4 «Бабочки» 1

5 «Весна» 1

ИТОГО 36

Возраст от 4 до 5 лет (второй год)

№ Циклы занятий и темы Кол-во занятий

Цикл: «Осенние деньки» 5

1 «Осенний день» 1

2 «Осень милая шуршит» 1

3 «Листопад» 1

4 «Осенний дождик» 1

5 «Певучие капли» 1

Цикл: «Что нам осень принесла»

8

1 «Вкусные овощи» 1

2 «Сладкие фрукты» 1

3 «Урожай собирай» 2

4 «Дары осени» 2

5 «Вот, что осень принесла!» 1

Цикл: «Мои любимые животные»

7

1 «Котята» 1

2 «Домашние питомцы» 1

3 «Лошадки» 2

4 «Путешествие в лес» 2

5 «Братья меньшие» 1

Цикл: «Братья пальчики»

7

1 «Пять пальцев» 1

2 «Домик для пальцев» 1

3 «Вышли пальчики гулять» 1

4 «Поиграем в пальчики» 1

5 «Моя семья» 2

6 «Братцы пальчики» 1

Цикл: «Мир живой природы»

7

1 «Цветочки» 1

2 «Бабочки - стрекозки» 1

3 «Воробьи» 1

4 «Пчела» 1

5 «На лужок» 1

6 «Пчела» 1

7 «На лужок» 1

Цикл: «Морское путешествие»

6

1 «Рыбки плавают» 2

2 «Море волнуется» 1

3 «Медузы, осьминоги» 2

4 «Морские чудеса» 1

ИТОГО 36

Возраст от 5 до 7лет (третий год)

№ Циклы занятий и темы Кол-во занятий

Цикл: «Наши пальчики

8

1 «Как вас зовут?» 1

2 «Пошли пальчики гулять» 1

3 «»Послушные пальчики» 1

4 «Наши имена» 1

5 «Считалка для пальцев» 1

6 «Пальчиковые сказки» 2

7 «Все о пальцах» 1

Цикл: «Волшебство» 6

1 «Волшебные узоры» 1

2 «Волшебные тропинки» 1

3 «Волшебные рисунки» 1

4 «Волшебные узелки» 1

5 «Волшебный лабиринт» 1

6 «Волшебные клетки» 1

Цикл: «Рабочая тетрадь» 9

1 «Тетрадка» 1

2 «Ориентировка в тетради» 1

3 Правила работы в тетради» 1

4 Задание в тетради» 2

5 «Игры в тетради» 1

6 «Копирование» 2

7 «Моя тетрадь» 1

Цикл: «Буквы и цифры» 7

1 «Алфавит» 1

2 «Чудесный мешочек с цифрами» 2

3 «Угадай цифру» 1

4 «Имена» 1

5 «Игра букв» 1

6 «Как живут буквы и цифры» 1

Цикл: «Скоро в школу» 6

1 «Знакомство с прописью» 1

2 «Веселые прописи» 1

3 «Пишу красиво» 2

4 «Вот - как все получается!» 2

ИТОГО 36

Диагностика

С 3 до 4 лет

• Поочередное загибание пальчиков, отдельно на каждой руке.

Пальчиковая игра. Выполнять заданные движения, сочетая с

текстом стихотворения.

Результат диагностики

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

С 4 до 5 лет

• Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой рукой. «Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза». Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.

• Сложить из пальцев рук заданное животное (заяц, корова). Сначала на правой руке, затем на левой руке и на обеих.

Результат диагностики

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

С 5 до 7 лет

• Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.

• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.

«Езда по дорожке» Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом

Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

• Ребенку предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами.

Инструкция. Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так.

Низкий уровень - не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.

Средний уровень - выполняет с 1 -3 ошибками.

Высокий уровень - выполняет задание точно, без ошибок.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Кружок «Обучай-ка» для детей младшего дошкольного возраста. Адаптация к детскому саду Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №88 города Тюмени ПРОГРАММА Дополнительного образования.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
«Пальчиковая страна». Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2013 в 18:19
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Шоу световых картин в гостях у дошколят. Фоторепортаж
Шоу световых картин в гостях у дошколят «Театр – место, где сбывается то, о чём зритель и не мечтает в своих снах. » ( ПЕТЕР ЦАДЕК) И это...
День милосердия и добра (фото-отчёт)
Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря . В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции, концерты,...
Новогоднее оформление окон.
Зимние узоры мне Зима рисует, И стекло оконное словно бы целует, От Зимы-девицы, каждый день подарок, Серебро рисунка, как луч солнца ярок. Все...
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...