Получи документы

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой (19 фото)

Елена Кашина
Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой

Опыт работы по теме «Патриотическое воспитание старших дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей и культурой». Проектная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы.

Актуальность

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой» размещена в разделах

Родина - это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм неиссякаемый источник развития общества.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей.

Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2021 г. – май 2022 г., периодичность занятий - 1-2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории семьи и родного города.

Задачи:

- формировать духовно-нравственные отношения к своей семье, родному дому;

- расширять представления о родном крае, столице нашей Родины – городе Москве;

- приобщать к социокультурным нормам общества и государства;

- воспитание нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей семье, родном городе, своей стране.

Ожидаемый результат:

1. У детей повысится познавательный интерес к родному городу краю, его истории, жизни.

2. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.

3. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, акциях.

Активное приобщение родителей к образовательному процессу:

- консультации - «Семейные традиции», «Человек начинается с детства», «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается», «Культура и традиции русского народа», «Как научить детей любить и охранять нашу природу»;

- папка-передвижка «Конвенция о правах ребёнка»;

- участие в выставке семейных поделок из природных материалов «Волшебный сундучок осени»;

- участие в выставке семейных поделок «Новогоднее чудо»;

- участие в фотовыставке «Мы помощники для дедушки и бабушки», «Я и наш защитник отечества»;

- конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

- участие в акциях «Генеалогическое древо семьи», «Наша семейная пословица», «Покормите птиц зимой», кулинарная книга «Мамины вкусняшки», поздравительный видеоролик «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Журавли памяти».

Формы и методы реализации проекта:

- Игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы).

- Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.).

- Наглядные (просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.).

- Практические (художественное творчество).

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный 7.09.2021 – 30.09.2021.

- Изучение проблемы по теме;

- Подбор и чтение литературы по теме;

- Подбор консультаций для работы с родителями;

- Подбор консультаций для работы с воспитателями ДОУ;

- Составление перспективного планирования для работы с детьми;

- Создание предметно-развивающей среды.

2. Практический 1.10.2021 – 20.05.2022.

Тема «Семья»

- беседы: «Кто живет в моей семье», «Семейные традиции»;

- составление рассказов о своей семье: «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья»;

- рисование «Моя семья», «Мои игрушки»;

- словесные игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому», «Кто, кому, кем приходится?»;

- дидактические игры «Профессии», «Кем быть?»;

- чтение художественной литературы Л. Толстой «Старый дед и внучок», «Любовь мамы» А. А. Лопатина, Е. Благина «Наш дедушка», Р. Гуишу «Самый лучший папа», А. Барто «Большая семья»;

- просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье», «Цветик-семицветик»;

- толкование пословиц и поговорок «Вся семья вместе и душа на месте»; «Сердце матери лучше солнца греет»;

- сюжетно-ролевая игра «Семья»;

- консультация для родителей «Семейные традиции»;

- акция с детьми «Открытка для ветерана»;

- акции совместно с родителями «Генеалогическое древо семьи», «Наша семейная пословица»;

- выставка поделок из природных материалов «Волшебный сундучок осени»;

- Фотовыставка «Мы помощники для дедушки и бабушки».

Тема «Моя малая Родина»

- беседы: «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии», «Животные и растения нашего края», «История моей улицы»;

- экскурсия по детскому саду;

- сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;

- художественное творчество рисование «Мой любимый детский сад», «Мой друзья», «Мой игрушки в детском саду»;

- знакомство с символикой нашего города и края;

- чтение художественной литературы С. Михалкова «А что у вас, Л. Толстой «Косточка», С. Маршак «Пожар», А. А. Лопатина «Любовь к родине», А. А. Лопатина «Любовь к животным»;

- просмотр мультфильма «Волшебное слово». В. Осеева;

- консультация для родителей «Человек начинается с детства»;

- выставка семейных поделок «Новогоднее чудо».

Тема – «Страна, ее столица, символика»

- беседы: «Страна в которой я живу - Россия», «Государственная символика России»;

- рассматривание картин и иллюстраций с достопримечательностями страны;

- рассматривание географической карты, глобуса;

- рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»;

- слушание гимна России, музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, «Катюша» М. Блантер;

- чтение художественной литературы «Две березы» Т. А. Шорыгина, «Прогулка» С. Михалков, А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», А. А. Лопатина «Ответственность», А. А. Лопатина «Трудолюбие»;

- заучивание стихотворения «Родина» З. Александрова;

- рисование «Русский национальный костюм», «Красная площадь»;

- подвижные игры «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди»;

- участие родителей в акции «Покормите птиц зимой»;

- работа с родителями: папка - передвижка «Конвенция о правах ребёнка».

Тема – «Служение Родине. Наша Армия»

- беседы на тему «Великие битвы»,

«Дети войны», «День Победы»;

- рисование «Мой папа, самый, самый», «Неизвестный солдат», «Военная техника»;

- рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»;

- дидактическая игра «Отгадай военную профессию»;

- ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»;

- сюжетно-ролевая игра «Летчики»;

- рассматривание картины «Богатыри»;

- чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная», С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», А. А. Лопатина «Храбрость», Митяев А. «Землянка», Лавренев Б. «Большое сердце».

- консультация для родителей «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается»;

- участие родителей в фото галерея «Я и наш защитник отечества».

Тема - «Культура и традиции»

- беседы на тему «Народно-прикладное искусство России», «Культура и традиции русского народа», «Народные праздники на Руси»;

- рисование «Золотая хохлома», «Гжель»;

- Рассматривание иллюстрации Н. Кустодиева «Масленица»;

- чтение русских народных сказок «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»;

- знакомство с русскими народными пословицами, поговорками «Человек без друзей, что дерево без корней», «Где кто родится, там и пригодится»;

- чтение художественной литературы «Необъятная страна» В. Степанова;

- консультация для родителей «Культура и традиции русского народа»;

- конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

Тема – «Правила, по которым мы живем»

- просмотр презентации «9 мая - День Победы», «Города – герои»;

- рисование: «Георгиевская ленточка», «День Победы»;

- оригами «Солдатский треугольник»;

- слушание песни «Этот день Победы» Д. Тухманов, «Три танкиста», «Синий платочек»;

- чтение художественной литературы С. Маршак «Пограничники», Л. Пантелеева «Маринка», А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. И. Семенцова «Героические поступки»;

- возложение цветов к памятнику воинам, погибшим во время Великой Отечественной войне;

- консультация для родителей «Как научить детей любить и охранять нашу природу»;

- мастер-класс для родителей «Открытка для Ветеранов»;

- участие родителей в акциях «Никто не забыт, ничто не забыто», «Журавли памяти»;

- коллективное участие детей во всероссийской акции «В моем окне Великий день победы».

3. Заключительный 20.05.2022 – 25.05.2022.

- Обобщение результатов работы, анализ деятельности;

- Обмен опытом реализации проекта с педагогами ДОУ;

- Организация праздничного мероприятия для детей, посвященного «Дню Победы».

Достигнутые результаты.

При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: воспитанникам было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее воспитанники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.

Рассматривание фотографий, иллюстраций способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города.

Организованная и проведенная деятельность позволила обобщить и систематизировать знания воспитанников о родном крае и стране, повысить активность, уверенность.

Формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих заданий объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Проведенные для родителей консультации, акции, выставки помогли стать для своих детей примером отношения к своей стране, городу, к месту, где живёшь.

Культура родного города, страны должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Осознание себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях, воспитанник приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Дальнейшее развитие проекта.

Организация устойчивого сотрудничества дошкольного учреждения с социальными организациями с целью расширения социального опыта детей, их знаний о культуре и истории нашего города.

Список литературы

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 214 с.

2. Бороздина, О. С. Образовательная среда как фактор приобщения детей к отечественной культурной традиции [Текст] / О. С. Бороздина // Дошкольное воспитание. 2007. - № 2. – С. 21-27.

3. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г. Н. Данилина. – М. : АРКТИ, 2003.

4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. Д. Жариков. – М: Просвещение, 1980.

5. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Н. В. Ипполитова. – Челябинск: ЧГПЦ, 1997.

6. Кондрыкинская, Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Кондрыкинская. – М. : МИПКРО, 1996.

7. Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа, учеб. – метод. пособие / М. Д. Махнаева, О. Л. Князева. – СПб: Детство – Пресс, 1998.

8. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. – М., Изд. «Линка-Пресс», 2003.

9. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений.

10. Пименова, Л. В. Патриотическое воспитание [Текст] / Л. В. Пименова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 5-9.

11. Рыбалова, И. П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. П. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45-55.

Фотогалерея

Акция "Открытка для Ветерана"

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой
Фото №1 Опыт работы по теме Патриотическое Фото №2 Воспитание детей

Акция "Покормите птиц зимой"

Фото №3 Материалы для педагогов воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем его историей и культурой

Акция "Я горжусь своей семьей"

Фото №4 Проектная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы Фото №5 Актуальность Человеку никак нельзя жить без Родины как нельзя жить без сердца

Акция "Синичкин день"

Фото №6 Паустовский Публикация Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем его историей и культурой размещена в разделах Воспитание детей Фото №7 Материалы для педагогов Нравственно патриотическое воспитание Республика область край

Акция «В моем окне Великий день победы»

Фото №8 Список городов Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка май Родина это слово выражает самое великое и дорогое глубокое и сильное чувство человека

Выставка поделок "Новогоднее чудо"

Фото №9 Любовь к Родине преданность своему народу готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм неиссякаемый источник развития общества

Выставка поделок "Волшебный сундучок осени"

Фото №10 Родина Отечество В корнях этих слов близкие каждому образы мать и отец родители те кто дает жизнь новому существу Фото №11 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный Фото №12 Любовь к близким людям к детскому саду к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка

Фото - экспозиция «Мы помощники для дедушки и для бабушки»

Фото №13 В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро

Конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

Фото №14 Проблема воспитания патриотических чувств у детей

Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим во время "Великой Отечественной войне"

Фото №15 Вид проекта практико ориентированный Фото №16 Срок реализации проекта долгосрочный сентябрь г Фото №17 периодичность занятий занятия в неделю продолжительность занятий минут

Организация праздничного мероприятия, посвященного «Дню Победы»

Фото №18 Участники дети родители воспитатели
Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Патриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войнеПатриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войне В истории любой страны хранится память о великих войнах и людях, совершивших подвиг во имя своей Родины. Четыре года Великой Отечественной.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста»Рекомендации для воспитателей «Тематические альбомы как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей – одна из главных задач дошкольного образования. Важную роль в ознакомлении дошкольников с родным краем.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой
Опубликовано: 6 мая 2022 в 15:47
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД