МААМ-картинки

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития старшего дошкольника»

Екатерина Бортникова
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития старшего дошкольника»

проект

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника»

Автор проекта : Бортникова Екатерина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

Творческое название: «Очень интересно, все то, что неизвестно»

Эпиграф: «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.» Эйнштейн

Участники: Дети группы компенсирующей направленности 6 – 7 лет «Гармония»

Публикация «Проект „Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития старшего дошкольника“» размещена в разделах

Паспорт проекта :

Тип проекта – информационно – исследовательский, практический

По предметно – содержательной области – развитие познавательной активности старшего дошкольника посредством исследовательской деятельности

По характеру координации проекта – в рамках НОД «Познание», «Коммуникация», ОО «Социализация», деятельность кружка «Юный исследователь», самостоятельной и совместной деятельности.

По характеру контакта – открытый

По характеру участия – ребенок – воспитатель – родители

По количеству участников – групповой

Условие реализации – интерес детей

Сроки реализации – долгосрочный

Актуальность

- Потребность общества в личности нового типа – инициативной, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических, культурных условий нашей жизни и стремительными изменениями современного мира.

- Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

- Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к исследованию.

- Исследовательский проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Цель:

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления

Гипотеза:

Если удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы

Основополагающий вопрос:

Является ли элементарная исследовательская деятельность дошкольника действенным методом познавательного развития?

Дидактические задачи:

- Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, восприятия и умственных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)

- Формирование способности к поисковой деятельности : определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий.

- Развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, любознательности в ходе практической деятельности.

- Совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.

Методические задачи:

- Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

- Сформировать умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.

- Способствовать познавательно – творческому развитию, социализации детей, активному участию в экспериментировании

- Создать условия для деятельности кружка «Юный исследователь» и атмосферу успеха, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Аннотация:

- Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.

- Познавательно – исследовательская деятельность в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

- Исследовательская деятельность организуется так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы и имеет разнообразные формы организации: учебно – игровую, коммуникативно – диалоговую, экспериментально – исследовательскую.

- Исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, на умение доводить начатое дело до победного конца.

Проблемные вопросы:

- Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников?

- Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для познавательного развития исследовательской деятельности в условиях семьи?

- Какие условия создать для социально – личностного развития дошкольника?

Темы самостоятельных исследований:

- Развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы;

- Детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей;

- Целевые прогулки как наглядный метод развития познавательных интересов дошкольника.

Методологическая основа:

- Концепция познавательного развития Л. А. Венгера

- Научные труды исследователей (Н. И. Поддъякова, С. Л. Новоселовой, О. В. Дыбиной и др.)

Программное обеспечение:

- Федеральные государственные требования

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация» - «Познание» - «Коммуникация» - «Художественное творчество»

Механизм реализации проекта :

Ребенок – воспитатель – учитель-логопед – родитель

Принципы реализации:

- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов)

- принцип развивающего обучения (получение знаний повышенного уровня, опережающие развитие детей)

- принцип свободы выбора (выбор материала и самостоятельная работа)

- принцип личностно – ориентирования (индивидуализированный подход к каждому ребенку)

- принцип интеграции

- принцип креативности (приобретение собственного опыта)

- принцип деятельности (включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции)

Этапы реализации проекта :

1 этап (подготовительный) – сентябрь

2 этап (основной) – октябрь – апрель

3этап (заключительный) – май

Подготовительный этап:

- Изучение состояние проблемы

- Изучение современных программ и технологий

- Анализ нормативно – правовой, организационно – методической, метериально – технической базы

- Создание предметно – пространственной развивающей среды, уголка исследовательской деятельности в групповой комнате

- Разработка комплексно – тематического планирования

- Разработка программы и плана кружка

- Анкетирование родителей, мониторинг, родительское собрание

- Диагностические исследования

- Создание картотек опытов, экспериментов

Основной этап:

- Непосредственно образовательная деятельность

- Кружковые занятия «Юный исследователь»

- Организация самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования

- Создание серии тематических консультаций для родителей

- Создание презентации по направлению

- Проведение экскурсий и целевых прогулок

- Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала

- Оформление альбома «Мои открытия»

- «Дни открытых дверей» для родителей

- Размещение материала в сети Интернет

- Разработка и реализация детских проектов

- Участие с докладами и представлением проектной деятельности дошкольников на научно-практических конференциях педагогического института МичГАУ

Заключительный этап:

- Размещение на сайтах

- Защита проекта на базе МБДОУ

- Итоговое занятие кружка

- Организация и проведение диагностических исследований, мониторинга

- Обобщение опыта работы на пед. совете, на базе УМиИЦ

Результативность проекта

1. Развитие познавательных способностей

2. Результативность кружка

Выводы:

- В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием

- Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества

- Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности

- Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности каждого ребенка

- Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития старшего дошкольника»
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 13:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД