Папки-передвижки

Конспект занятия в формате электронной экскурсии «Преданья старины глубокой» (старший дошкольный возраст)

Лаззат Жараспаева
Конспект занятия в формате электронной экскурсии «Преданья старины глубокой» (старший дошкольный возраст)

«Преданья старины глубокой»

Тип занятия : интегрированное занятие.

Форма занятия : электронная экскурсия.

Возраст : старший дошкольный возраст.

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям крестьянской семьи.

Задачи:

Образовательная:

1. приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; 2. обобщить имеющиеся знания о малой Родине;

Публикация «Конспект занятия в формате электронной экскурсии „Преданья старины глубокой“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

3. обогатить словарный запас детей («Красный угол», «Бабий кут»);

4. расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа ( изба: её внутреннее убранство, особые места в русской избе).

Развивающая:

1. развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук;

2. умение выполнять несложные движения в хороводе, исполнять колыбельную песню без музыкального сопровождения, знания приёмов игры на деревянных ложках.

Воспитательная:

1. воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество;

2. доброжелательности по отношению к сверстникам;

3. желание узнавать новое.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы: словесный, познавательно-исследовательский, игровой.

Предварительная работа : экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы, разучивание колыбельных песени хороводных игр, игра на деревянных ложках.

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта, деревянные ложки.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по Любино-Малороссам - загадки и Малой Родине», электронная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе» (ссылка https://www.maam.ru/users/716800)

Ход занятия:

Хозяйка (воспитатель группы) встречает детей, на подносе каравай.

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые!

Хорошие гости всегда в пору!

Дорогих гостей встречают

Пышным, вкусным караваем, да с солонкой расписной.

Знаете ли вы, дорогие гости, почему я встречаю вас с хлебом-солью? (в знак уважения, радостного ожидания гостей)

Добрым гостям хозяин всегда рад!

(хозяйка кланяется и подаёт каравай ребенку, ребенок принимает каравай).

Хозяйка: Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Торопись скорей,

Собирайся в хоровод.

Хоровод – приветствие

Игра «Лента»

Вышел Лёша погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

(Дети выполняют движения по тексту игры, в конце игры все дети должны держаться в хороводе за ленту).

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном)

Мальчик:Я узнал, что у меня,

Есть огромная семья.

И травинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо голубое.

Это всё моё родное,

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я.

Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина, это-то место, где он родился и вырос. Я предлагаю передавать глобусиз рук в руки и рассказать, о том, что такое малая Родина.

Игра «Передай глобус»

Предполагаемые ответы детей :

- это место где мы родились и живём.

- это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.

- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.

- это место, где стоит наш детский сад.

-это место, по которому люди скучают, находясь в далёкой стране.

- это нашы Любино-Малороссы.

- это нашы Китайлы.

- это наш Любинский район.

- это наш город Омск.

Хозяйка: Правильно, в нашей большой стране России есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаювам отгадать загадки о своей малой Родине, о поселении Любино-Малороссы. Давайте отправимся на экскурсию и так внимание на экран.

Электронная презентация «Путешествие по Любино-Малороссам» - загадки о Малой Родине.

1. Много игрушек,

А так же ребят,

Теремок этот,

Зовётся… (Любино-Малоросский д/с)

2. Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Любино-Малоросская СОШ)

3. Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали,

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них. (Памятник Любино-Малоросского поселения павшим героям в ВОВ)

4. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Утварь всю мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в….(музей)

(Музей имени М. И. ЛощининойЛюбино-Малоросской СОШ).

(Музейная комната Любино-Малоросского ДК).

5. Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети (стадион Любино-Малоросского поселения)

6. В этом доме скучно не бывает

Поют, танцуют, гости приезжают.

И вы ходили выступать -

Петь, стихи читать и танцы разные плясать

(Любино-Малоросский ДК).

Хозяйка:Ребята, а давайте вспомним, как весело и задорно мы выступали на концерте и устроим концерт прямо здесь и сейчас. Разбирайте музыкальные ложки.

«Озорные ложки» - фонограмма

Хозяйка:А теперь давайте ребята сядем рядком, да поговорим ладком.

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).

Хозяйка:Не всегда ребята так жили люди, как вы видели на экране. И мы с вами не зря в такой одежде- это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы.

Мы уже с вами путешествовали по Родной стране, малой Родине, а хотите узнать ещё что-нибудь нового об истории нашего народа, попутешествовать? Скажите где можно узнать о том, как жили в старину наши предки (книги, фильмы, музеи).А что такое музей? Сегодня мы побываем в музее, но это не совсем обычный музей. Это электронная музейная комната крестьянской избы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

Ну, тогда, милости прошу в крестьянскую избу.

Электронная экскурсия по крестьянской избе.

На экране:

1 – общий вид крестьянской избы

2 – красный угол

Хозяйка: Главный в крестьянской избе - «Красный угол».

Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на полочке-божнице расположены иконы с изображением Христа и Пресвятой Богородицы. Тут же располагался стол, за которым семья принимала пищу и усаживала дорогих гостей.

На экране:

3 - печь

Хозяйка: А это наша печь-толстушка. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Об этом нам сейчас расскажет наш экскурсовод (ребёнок группы).

Экскурсовод : С печью была связана вся жизнь крестьянина, печка стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати и без шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про нее в народе говорили, печка кормит, печка греет печка мать родная. Потому что печь на самом деле и кормила и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла, и парила, и умела делать еще много разных дел.

Хозяйка:А ещё у печки был помощник, с которым вы ребята уже знакомы, отгадайте про него загадку.

Из русской печи

Кашу тащит, калачи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват)

Русский народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните, в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей – «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Колобок»)

Слышится плач ребёнка в записи

На экране:

4 - люлька

Хозяйка:— Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Малыш лежит в кроватке,

Кроватка - люлькой называется.

Вешали её на крюке, забитом в потолке.

Как же его успокоить? (спеть колыбельную).

Давайте споём все вместе для малыша «Колыбельную».

Дети поют колыбельную песню:

Ой, баю, баю, баю,

Живёт котик на краю,

Он ни беден, ни богат,

У него много ребят,

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

На экране:

5 – бабий кут

Хозяйка: Уложила мама своё дитя, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью пошла. И место для этого у неё быломежду печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё и инструменты-помощники – это веретено и прялка, при помощи, которых пряли нитки из шерсти животных, а из ниток вязали кофточки, носки и варежки.

На экране:

6 - сундук

Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. О нём нам сейчас расскажет наш второй экскурсовод (ребёнок группы).

Экскурсовод : В сундуке хранились дорогие вещи, деньги, ткани, обувь и одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные ина каждый день. К любому костюму, женскому или мужскому, обязательно был головной убор. Также в сундуке хранились украшения – бусы, серьги, ленты, а также гребни и зеркала.

Хозяйка: Так вот и жили - не тужили.

Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили.

Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали.

В будни работали - спины не разгибали.

По праздникам плясали, песни распевали,

Да так громко и звучно, что никому не было скучно.

Хозяйка: Мы показала вам то, что было в крестьянской избе. А теперь давайте вместе пройдём, расскажем и покажем о том, что же мы там увидели?

Физминутка «Я по горнице хожу»

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)

Справа печка, слева стол (взмах руки вправо и влево)

Упираемся о пол (притопы)

Прямо дверь (поклон)

Над ней подкова (на носочки, руки вверх)

Чтоб семья была здорова. (хлопки)

Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом. Именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх. Таким образом, подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.

Я дарю, вам, гости дорогие, подковы-обереги, которые вы можете повесить на счастье в своём доме!

Хозяйка дарит подковы детям.

Рефлексия.

Хозяйка: Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)

С какими предметами старины мы встретились на нашей экскурсии? (ответы детей)

С чем вы впервые встретились в крестьянской избе? (ответы детей)

Что является оберегом для дома? (ответы детей)

Ребята я надеюсь, вам понравилась экскурсия в крестьянскую избу.

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи! До скорой встречи!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Фотоотчет экскурсии по городу «Знаю я вся жизнь моя иркутская история…» (старший дошкольный возраст)Фотоотчет экскурсии по городу «Знаю я вся жизнь моя иркутская история…» (старший дошкольный возраст) «Знаю я вся жизнь моя иркутская история…» (экскурсия «Первые шаги по родному городу Иркутску – Иркутская слобода 130 – квартал»)Экскурсии.

Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги; продолжать знакомить детей с.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Мини-музей «Предметы старины глубокой»Мини-музей «Предметы старины глубокой» Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Народная мудрость О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,.

Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) Тема: «Семена сажаем - клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) В рамках тематической недели «Земля наш общий дом – чисто и красиво.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в формате электронной экскурсии «Преданья старины глубокой» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 20:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД