Лучший педагог года

Преемственность между ДОУ и школой в рамках ФГОС

Юлия Куркина
Преемственность между ДОУ и школой в рамках ФГОС

Так или иначе, переход из детского сада в школу всегда связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. А ко всему этому – окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые не умеют принимать помощь учителя, и это сказывается на результатах обучения. Практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание, и действительно привлекают его своей подвижностью, и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Публикация «Преемственность между ДОУ и школой в рамках ФГОС» размещена в разделах

Когда этот процесс развивается достаточно успешно, ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.

Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

Словом, все изменения достаточно сильно ломают привычный образ жизни. Но самое главное – поступление в школу во многом определяет перспективы развития личности. Этот период является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка, ведь от того, как пойдёт приспособление, привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учёбы в начальной школе и в последующие годы.

Слайд №5

Какие задачи стоят перед педагогами детского сада и школы?

Одна из них – преемственность в воспитании и развитии в детском саду и начальной школой. Процесс развития ребёнка, формирования личности на всех этапах должен быть непрерывным, соответствовать содержанию обучения и воспитания в связи с возрастными особенностями. Переход ребёнка с одной ступени обучения, развития и воспитания на другую требует особой педагогической поддержки.

Мы считаем, что необходимо готовить не только детей, но и их родителей, к переходу в школьную жизнь. Именно на это направлена работа по организации преемственности в работе дошкольного учреждения и школы, которая позволит обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения, сделать его более мягким и безболезненным. Мы считаем, что совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей дает возможность детям легко адаптироваться в начальной школе.

Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране, о чем говориться в законе об образовании от 29. 12. 12 № 273-ФЗ, что дошкольное образование — это первый уровень единой системы образования РФ.

Для достижения большего эффекта мы особое внимание уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Родители – наши первые помощники во всех делах дошкольного учреждения, будь то выставки, собрания, субботники, экскурсии и т. д. В своей работе мы опираемся на высказывание Сухомлинского В. А. : «Все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение) детский сад должен сделать своим достоянием, и наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др., должно находить продолжение и опору в семье».

В ходе нашей работе мы столкнулись с проблемой: многие родители уделяют внимание тому, чтобы ребенок умел бегло читать, писать. У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Но как считают Л. А. Венгер, Я. Л. Коломинский, А. М. Леушина, В. Д. Лысенко, и др. если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования И. С. Кона, В. В. Столина позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.

Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни между МБДОУ № 14 и МБОУ СОШ № 1 существует план взаимодействия совместной работы по преемственности. Цель нашей работы обеспечить полноценный, благополучный переход ребенка от дошкольного воспитания к школе.

Важнейшим условием эффективности работы по преемственности детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания.

Актуальностью написания данного доклада явилось следующее:

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования – это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования

Слайд № 6

Основными предпосылками для осуществления преемственности между детским садом и школой являются:

• развитие любознательности;

• развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

• формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

• развитие коммуникативных способностей (умения общаться с взрослыми и сверстниками);

• формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благоприятной адаптации к школе.

Целью обеспечения преемственности в работе дошкольного учреждения и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству в содержании и методах обучения, а также одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них, обеспечить полноценный, благополучный переход ребенка от дошкольного воспитания к школе.

Слайд № 7

Для ее реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:

1. Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, детский сад и семья

2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе.

3. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.

Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимных посещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д. Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документы.

Как же мы осуществляем работу с детьми?

Ребенок — не пассивный слушатель, воспринимающий готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка является основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. После анализа литературы по преемственности между школой и ДОУ мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно экскурсия в школу, посещение линейки Дня Знаний, проведение занятий по подготовке к школе, проводиться мастер-классы с детьми и родителями в стенах МБОУ СОШ № 1, сюжетно-ролевые игры, использование элементов сказкотерапии, проводятся предметные недели, педагоги сада и школы ходят на занятия друг к другу и обмениваются опытом, работа педагога-психолога с детьми и родителями начинается со старшей группы. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, значительно повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.

Слайд № 8

Осуществление работы с родителями.

Работа с родителями в детском саду ведется непрерывно – это тематические родительские собрания, на которых показываются презентации, проводятся открытые занятия, мастер- классы, совместные литературно-музыкальные вечера, чаепития с выступлением маленьких артистов, разыгрываются сказки. В рамках школы проводятся собрания для родителей будущих первоклассников «О готовности к школе и профилактике дезадаптации». Работа предусматривает поддержку и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции родителя, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе. Необходима согласованность взглядов ДОУ, МБОУ СОШ № 1 и семьи в вопросах преемственности и формирования позиции школьника у сегодняшнего дошкольника. В этом направлении используются такие формы работы как проведение семинаров-практикумов с участием педагогов детского сада и школы, индивидуальные консультации родителей, разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе, проведение конференции с участием педагогов по итогам диагностики, участие родителей в Дне открытых детей в школе, проведение открытых занятий и т. д.

В начале учебного года мы подбираем комплекс диагностических методик, который включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями. Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться, выявление тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов, влияющих на адаптацию к школьной жизни.

После подведения итогов диагностического исследования детей подготовительной группы было выявлено следующее: воспитанников волнует переход из дошкольного учреждения в новую школьную жизнь; не сформированы представления об условиях школьной жизни; о взаимодействии с учителями и др.

У родителей возникают опасения о завышенных требованиях к готовности ребенка в школе, о том, как более безболезненно перестроить уклад жизни семьи будущего первоклассника.

Главное назначение нашей работы — специально организованный переход дошкольников на следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работы поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе. Все полученные сведения, связанные с данной проблемой, лягут в основу существующего плана совместной работы по преемственности, представляющей собой содержательно-организованную основу управления деятельностью педагогического коллектива по направлению «Преемственность школы и детского сада».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями.Фотоотчет. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями. В настоящее время, особую актуальность имеет, работа по преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования. Для того, чтобы.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС» В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность между ДОУ и школой в рамках ФГОС
Опубликовано: 26 июня 2020 в 20:21
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД