Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности

Наталья Жучкова
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности

Традиционный подход в преодолении общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста построен на получении ими разнообразной готовой информации. Ребенок воспринимает чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способности, мышление, познавательный интерес, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.

Большинство выпускников логопедических групп на выходе умеют читать, считать, владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть детей уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

Изучение мыслительной деятельности данной категории школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

трудности в синтезировании информации;

неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

В последнее время в сфере образования начинает распространяться идея личностно-ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности.

В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные виды деятельности и соответствующие им способности. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности.

Конечно, ребёнок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

Цель: развитие речевой и познавательной активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при использовании познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- развивать у детей умения размышлять и экспериментировать со словом;

- учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;

- обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

- формировать грамматический строй речи;

- формировать связную речь: монологическую и диалогическую;

- автоматизировать поставленные звуки у детей.

- развивать личностный потенциал ребенка;

- развивать познавательную потребность и активность;

- формировать гибкость и креативность мышления;

- воспитывать самостоятельность и инициативность.

Методы, средства

Исследовательские навыки формируются постепенно, «от простого к сложному», в средней и подготовительной группах похожие приёмы отрабатываются на разном по сложности материале, да и количество используемых методов неодинаково.

В процессе проведения эксперимента главной задачей логопеда в работе с детьми с ОНР является достижение речевых целей.

Можно выделить следующие формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельности:

Наблюдение

Экскурсии

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами.

Основными приёмами подачи материала, повышающими детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующими и раскрепощающими детей, являются:

- сравнение (артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций);

- выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов);

- исправление (нелепицы, путаницы, фразы - нескладушки, загадки-обманки);

- поиск, пробы, преобразования (добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);

- догадки и предположения (Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем);

- склей кусочки слов, образуй новое слово от исходного);

- анализ и классификация и группировка («рассели» слоги по домикам, заполнив пустые клетки);

- творчество (продолжи, синтез (в слове больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);

- моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);

- приёмы ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения).

Одним из эффективных приемов познавательно-исследовательской деятельности является проблемное обучение. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и проблемных ситуаций, причем вопросы и ситуации со временем все более и более усложняются.

Одним из способов введения в педагогическую деятельность проблемного обучения является экспериментальная деятельность. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания из имеющихся, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для осознания причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе над развитием фонетико-фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты:

- Дети сравнивают речевые профили, размышляют о характеристиках звуков и объясняют свою позицию;

- Почему считают звук мягким (твёрдым) согласным, гласным и т. д., нужно доказать;

- Создание проблемной ситуации (что было бы, если бы пропал звук [а] или не стало бы мягких согласных);

- Превращения букв: листом бумаги закрыть часть буквы, посмотреть какая буква получится;

- Приём подбора слова к схеме (помоги лисе и волку найти их собственные звуковые домики или выбери из трёх домик для слова крот);

- «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т. д.

Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе над развитием словаря, лексико-грамматического строя и связной речи:

- Дидактическая игра «Найди похожие предметы (игрушки)».

На низком столе, за которым сидит воспитатель, разложены игрушки (например: мишки, автомобили, кубики, слоны, кораблики, мячики) по четыре экземпляра каждого вида, все разных размеров и цветов. Дети по очереди подходят к столу и находят названную логопедом игрушку, а потом и другие, похожие на нее, показывают их всем товарищам. Например: «Вот маленький серый слон», «Вот маленький желтый слон», «Вот большой серый слон» и т. д.

- Игра «Разговор красок»

Цель: закрепляем названия основных и оттеночных цветов, развиваем воображение

Педагог. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш.

Красный. Я - мак,

Я – флаг,

Я – помидор.

Дальше по образцу рассказывают дети.

Оранжевый. Я – апельсин, я – морковь, я – заря!

Можно выложить радугу.

- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы и глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

- Исследование по теме «Перелетные птицы. Куда летят перелетные птицы? Где находится юг?» Ход опыта:

Предложить детям рассмотреть глобус. Спросить, что это такое, рассказать о материках и океанах. Показать Северный и Южный полюс. Предложить ответить на вопрос: почему Антарктида и Арктика белого цвета? Сделать вывод о погоде в этих местах. Предложить найти теплые страны (вверху холодно, внизу – холодно, где же тепло) Рассказать об экваторе. Затем рассмотреть карту, Найти Южный и Северный полюс.

Предложить найти на карте теплые страны, юг.

Отметить тот факт, что там не бывает зимы. Назвать страны возле экватора. Проложить путь перелетных птиц в эти страны. (Поместить в соответствующих местах контурные изображения птиц).

Вывод: Теплые страны находятся возле экватора; там нет зимы; туда и летят перелетные птицы.

Во время эксперимента возникает свободное общение между ребенком и взрослым. Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, т. к. автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановка гипотезы, поиск доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.

Вывод. Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи создаёт у детей положительную мотивацию в различных видах деятельности, способствует повышению уровня самооценки, позволяет варьировать методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР, обеспечивает успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

Список литературы:

1. Граб Л. М. Развитие речи дошкольников с ОНР на занятиях по экспериментальной деятельности. Ресурсы интернет.

2. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).

3. Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999.

4. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Книголюб, 2002. – 56с.

5. Дроздова Н. В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 2001.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Проект по ОБЖ в старшей группе «Осторожно!» Актуальность проекта: проблема воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как активному субъекту противопожарной.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 21:40
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...