Папки-передвижки

Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности

Наталья Жучкова
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности

Традиционный подход в преодолении общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста построен на получении ими разнообразной готовой информации. Ребенок воспринимает чужой опыт в соответствии со своими возможностями, что не развивает в полной мере его способности, мышление, познавательный интерес, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать для себя новое.

Публикация «Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Большинство выпускников логопедических групп на выходе умеют читать, считать, владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть детей уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

Изучение мыслительной деятельности данной категории школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

трудности в синтезировании информации;

неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

В последнее время в сфере образования начинает распространяться идея личностно-ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности.

В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные виды деятельности и соответствующие им способности. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности.

Конечно, ребёнок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

Цель: развитие речевой и познавательной активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи при использовании познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- развивать у детей умения размышлять и экспериментировать со словом;

- учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности;

- обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

- формировать грамматический строй речи;

- формировать связную речь: монологическую и диалогическую;

- автоматизировать поставленные звуки у детей.

- развивать личностный потенциал ребенка;

- развивать познавательную потребность и активность;

- формировать гибкость и креативность мышления;

- воспитывать самостоятельность и инициативность.

Методы, средства

Исследовательские навыки формируются постепенно, «от простого к сложному», в средней и подготовительной группах похожие приёмы отрабатываются на разном по сложности материале, да и количество используемых методов неодинаково.

В процессе проведения эксперимента главной задачей логопеда в работе с детьми с ОНР является достижение речевых целей.

Можно выделить следующие формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельности :

Наблюдение

Экскурсии

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами.

Основными приёмами подачи материала, повышающими детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующими и раскрепощающими детей, являются:

- сравнение (артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций);

- выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов);

- исправление (нелепицы, путаницы, фразы - нескладушки, загадки-обманки);

- поиск, пробы, преобразования (добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);

- догадки и предположения (Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем);

- склей кусочки слов, образуй новое слово от исходного);

- анализ и классификация и группировка («рассели» слоги по домикам, заполнив пустые клетки);

- творчество (продолжи, синтез (в слове больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);

- моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);

- приёмы ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения).

Одним из эффективных приемов познавательно-исследовательской деятельности является проблемное обучение. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и проблемных ситуаций, причем вопросы и ситуации со временем все более и более усложняются.

Одним из способов введения в педагогическую деятельность проблемного обучения является экспериментальная деятельность. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания из имеющихся, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для осознания причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе над развитием фонетико-фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты:

- Дети сравнивают речевые профили, размышляют о характеристиках звуков и объясняют свою позицию;

- Почему считают звук мягким (твёрдым) согласным, гласным и т. д., нужно доказать;

- Создание проблемной ситуации (что было бы, если бы пропал звук [а] или не стало бы мягких согласных);

- Превращения букв: листом бумаги закрыть часть буквы, посмотреть какая буква получится;

- Приём подбора слова к схеме (помоги лисе и волку найти их собственные звуковые домики или выбери из трёх домик для слова крот);

- «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т. д.

Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе над развитием словаря, лексико-грамматического строя и связной речи:

- Дидактическая игра «Найди похожие предметы (игрушки)».

На низком столе, за которым сидит воспитатель, разложены игрушки ( например: мишки, автомобили, кубики, слоны, кораблики, мячики) по четыре экземпляра каждого вида, все разных размеров и цветов. Дети по очереди подходят к столу и находят названную логопедом игрушку, а потом и другие, похожие на нее, показывают их всем товарищам. Например: «Вот маленький серый слон», «Вот маленький желтый слон», «Вот большой серый слон» и т. д.

- Игра «Разговор красок»

Цель: закрепляем названия основных и оттеночных цветов, развиваем воображение

Педагог. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш.

Красный. Я - мак,

Я – флаг,

Я – помидор.

Дальше по образцу рассказывают дети.

Оранжевый. Я – апельсин, я – морковь, я – заря!

Можно выложить радугу.

- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы и глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

- Исследование по теме «Перелетные птицы. Куда летят перелетные птицы? Где находится юг?» Ход опыта:

Предложить детям рассмотреть глобус. Спросить, что это такое, рассказать о материках и океанах. Показать Северный и Южный полюс. Предложить ответить на вопрос: почему Антарктида и Арктика белого цвета? Сделать вывод о погоде в этих местах. Предложить найти теплые страны (вверху холодно, внизу – холодно, где же тепло) Рассказать об экваторе. Затем рассмотреть карту, Найти Южный и Северный полюс.

Предложить найти на карте теплые страны, юг.

Отметить тот факт, что там не бывает зимы. Назвать страны возле экватора. Проложить путь перелетных птиц в эти страны. (Поместить в соответствующих местах контурные изображения птиц).

Вывод: Теплые страны находятся возле экватора; там нет зимы; туда и летят перелетные птицы.

Во время эксперимента возникает свободное общение между ребенком и взрослым. Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, т. к. автоматизация звука в связной речи усложняется дополнительной задачей (постановка гипотезы, поиск доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.

Вывод. Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи создаёт у детей положительную мотивацию в различных видах деятельности, способствует повышению уровня самооценки, позволяет варьировать методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР, обеспечивает успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

Список литературы:

1. Граб Л. М. Развитие речи дошкольников с ОНР на занятиях по экспериментальной деятельности. Ресурсы интернет.

2. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).

3. Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999.

4. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Прометей, Книголюб, 2002. – 56с.

5. Дроздова Н. В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 2001.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Проект по ОБЖ в старшей группе «Осторожно!» Актуальность проекта: проблема воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как активному субъекту противопожарной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 21:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД