Получи документы

«Приобщение детей к народным промыслам родного края»

Maриам Надарян
«Приобщение детей к народным промыслам родного края»

«Приобщение детей к народным промыслам родного края»(1сл)

На красоту ребёнок не обратит внимание, если ему не показать,не рассказать о ней.

Дети понимают идею тогда, когда оно воплощена в ярких образах.

В А. Сухомлинский

(2сл). Наша игрушка - не воинственная, а самая жизнелюбивая, праздничная и добродушная.

-Русская игрушка — уменьшенная копия мира взрослых. Это мечта о лучшем будущем - как сказка о счастливой жизни.

Публикация «„Приобщение детей к народным промыслам родного края“» размещена в разделах

-Костюмы у глиняных игрушек -это копии народных костюмов всех областей России.

(3сл) В русской народной глиняной игрушке отражена любовь к природе, ощущение родства с ней.

-Русская народная глиняная игрушка отличается своей самобытностью, она не однообразна, каждый промысел имеет свои особенности.

Во-первых, существует территориальное отличие состава глин:

-(4сл) у филимоновской игрушки - «синика»;

-(5сл) у дымковской игрушки - красная;

-(6сл) у хлудневской игрушки - «синика», но уже светлее;

-(7сл) у скопинской игрушки - белая и черная (рядом залежи угля).

Во-вторых, в зависимости от состава глины существует и тер-риториальное отличие форм и размеров глиняной игрушки, хотя всегда мерилом была и есть ладонь мастера в высоту и в ширину:

-(8сл) каргопольская игрушка - рыхлая припосаженная;

-(9сл) тульская игрушка - строгая, элегантная;

-(10сл) филимоновская игрушка — гладкая, вытянутая;

- (11сл)хлудневсая игрушка - чистая по поверхности, подтянутая.

Существует территориальное различие цвета:

- северные тона сдержанные, серебристые;

- цвета центральных районов России - яркие, золотистые, идет перемежение холодных и теплых тонов;

- южные тона - горят ярко, пламенеют красным цветом.

Цвет - важнейшее средство эмоционального воздействия на ре-бенка. В каждой российской губернии существовала своя цветовая гамма, состав красок, элементы росписи, и везде прослеживается связь с народным костюмом.

-(12сл) Существует интереснейшее отличие так называемых кистей для росписи:

- у «дымки» — это тряпочки-тычки;

- у «филимоновки» - это два связанных вместе куриных перышка;

- у «хлудневки» - это расщепленная соломина;

А какая интересная взаимосвязь прослеживается между про-мыслами!

-(13сл)У «каргополки» с «дымкой» похожие элементы росписи и символы. Оказывается, в XV веке царь Иван III выселил не-угодных и непокорных ему устюжан на берега Вятки, а среди них были и устюжанские гончары.

(14сл) Хлудневская - Филимоновская: эти области находятся ря-дом, поэтому похож состав глины «синики», и после обжига они тоже белые.

(15сл) Филимоновская - Тульская: мастера из деревни Филимоново переезжали в город Тулу, но не бросали свое занятие, а лепили игрушки в городе, только меняли тематику игрушек на город-скую.

- Вот сколько интересного таит в себе простая глиняная игрушка! А знаете, почему детям больше нравится лепить из глины, а не из пластилина?

Потому, что глина, особенно если ее обжечь, подолгу, довольно прочно сохраняет форму их «произведений», творений.

(16слайд)После работы с глиной руки у детей гладкие, приятные, шелковистые. Через глину дети познают Мать-природу, слива-ются с ней на миг творения и растворяются в ней не со злостью и отвращением, а с любовью и добрым желанием получить эмо-циональное удовольствие.

(17сл) Глина - природный материал, полезный для здоровья детей. Ведь на ладони находятся биологически активные точки нашего организма и дети обожают мять в руках пластичный комочек глины, активизируя тем самым эти точки.

(18сл) Очень важно вдохновить, заинтересовать ребенка, чтобы загорелись их глазки звездочками желания творить, ведь в дошко-льном возрасте у детей прямая потребность образно выразить свои впечатления от этого мира.

(19) Глина в этом первый помощник. Работа с глиной требует упорства доводить начатое дело до конца и формирует у детей :

1.(20) Чувство формы, размера, цвета материала - это пригодится в школе.

2.(21) Систематические упражнения пальцев рук при работе с глиной, по мнению специалистов, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, то есть развиваются умственные способности, дети учатся сравнивать и анализировать (аналитико-синтетическая функция коры головного мозга).

3. Истоки творческих способностей детей, как говорят, на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем они умнее, а кисть руки приобретает устойчивость – что очень важно при подготовке руки к школе.

4. Во время лепки происходит согласование межполушарных взаимоотношений головного мозга. Этим решается проблема левшей.

5. Уже в старшей и подготовительной группах дети получают много знаний, которые бурно усваиваются, а лепка дает детям возможность оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления об окружающем мире.

(22) Лепка и роспись напрямую связаны с важнейшими психиче-скими функциями: зрением, слухом, речью, мышлением, двига-тельной координацией, соединяют их и тем самым способствуют всестороннему развитию ребенка. Поэтому русская народная глиняная игрушка выступает в роли важного информационного и коммуникативного канала. В настоящее время доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Можно, конечно, продолжать

воспитывать детей на искусственных игрушках: резиновых, пластмассовых, железных, которые они нещадно разрушают и разбирают на части, но можно и нужно дать детям прикоснуться к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту да еще и подарить ее с любовью близкому человеку. И поверьте -ни одна такая игрушка не разрушится сознательно.

(23) Вполне очевидно, что не всем детям знакомы глиняные игрушки, возможно, многие из детей еще никогда не «встречались» с народными игрушками. В то же время, теперь во многих детских садах имеются народные игрушки и детей знакомят с ними, но в играх детей они не участвуют, а скорее используются, как художественно-дидактический материал, поэтому дети не воспринимают их как игрушки для игры.

Сейчас и в некоторых музеях детей знакомят с народными игрушками, но часто знакомство происходит через стёкла витрин, а это не даёт ребенку возможность ощутить игрушку как игрушку.

(24) Я решила познакомить детей с процессом изготовления глиняных изделий и для этого отправились в гончарную мастерскую по изготовлению «Никольской керамики» .

Почему Никольская спросите вы—потому,что рядом находится храм Николы Чудотворца, покровитела ремёсел.

(25) Здесь работают удивительные мастера народного творчества. Гончар- Олег Вячеславович Тюленов, от мастерства которого зависит работа всех лепщиков и художников. Кстати там работают родители наших детей- Новосельцева Светлана Владимировна и Нина Ивановна Белова.

В процессе наблюдения, я сделала определённые выводы, что большое значение в работе мастеров имеет гончарный круг.

0н устроен из столешницы в котором пристроен диск, на котором формируется изделие. Внизу столешницы находится разливной шланг,с помощью которого сливается жидкость и педаль

(ножный, с помощью которого регулируется скорость вращения круга.

(26) Также имеет значение разнообразие инструментов: стеки (нержавеющие, резиновые,зубастые)шило, губки, миски с водой, кисточки, обрезные струны (обычная и дугообразная) клепик для подрезания.

(27) Для начала наш мастер берет кусок глины, струной разрезает по величине изделия и для уплотнения глины и удаления воздуха сбивает при этом улучшается свойства глины, Здесь мастер уточняет -для начиняющих надо брать глину мягкую. А твёрдая глина даёт возможность сделать изделия с болей тонкой стенкой (для посуды).(28сл) Олег Вячеславович оцентрировал глину и лёгким нажатием на педаль включил круг. (29сл) Происходит проминка массы, центровка путём выжимания и вытягивания форму в конус. Обратите внимания на расположение рук -правой обхватывает массу и левой нажимает к себе. В работе гончара у круга все движения делаются к себе. (30) Мне показалось что, здесь нужны большие усилия, но как объяснил мастер - если технически правильно выбрана посадка,то усилия сильные не нужны. (31сл) Потому что в работе гончара ноги упираются в пол, руки на ноги, спина прямая и глине не остаётся ничего, как подчинятся действиям мастера. (32сл) Большим пальцем находит центр и указательным разводит глину к краю двигающего круга, на себя. Левая рука внутри стенки находится, а правая снаружи.

(33сл) Пальцы через глину примыкают друг друга и вытягивают изделие до нужной высоты. Донышко сосуда должна иметь толщину от 5 до 10 мм. (34)С помощью губки и стеки убирается лишняя влага. Стеками можно нанести насечку, необходимый рисунок. (35сл)Если форма сосуда высокая,то уменьшается обороты круга. Вот и почти готово. (36) Осталось подрезать ножку, делает это мастер с помощью лески: прижимая пальцами к плоскости диска,затем вымачивает обильно водой, и ещё раз подрезает. (37)Мастер насухо вытирает руки и снимает изделие с круга на деревянный поднос выстланный бумагой и остаётся так до высыхания кожетвёрдого состояния (2-4дня). (39слайд)

Начиняется 2 этап работы. Здесь своим мастерством завораживают лепщицы (40)– Светлана очень умело делает свою работу, включая при этом творческое воображение. (41)Ну вот сидят вроде одни и те же лягушки, но совсем разные. Уникальность изделия в этом и заключается, что они неповторимые.

(42) Здесь мастерица Нина Ивановна лепит утку-лейку. После изделия сохнут в комнатной температуре2-3 дня и обжигаются в муфельной печке(43сл) 6 часов при темпер 850 гр\с. Из печи изделия попадают в специальную красильную камеру(44сл) и с помощью воздушного компрессора покрываются глазурью нужного цвета. в дальнейшем происходит 2-ой обжиг. открываем дверь печки(45сл….ой какая удивительная красота!

(46сл) А какая интересная работа у местной художницы Ольги Владимировны Екимец. Я застала её за украшением чайного сервиза (47сл).из заготовки путём налепа (48) и гравировки она оформила задуманный узор. (49)Потом специальным инструментом (грушой) (50)наносила глазурь.

(51)

Вот большая рыба после 1 обжига расписывается акриловыми красками.

(52)А эта улитка вылеплена из глины шамот (переработанные бытые изделия)которая очень прочна.

(53)А эта тарелка расписана техникой живописи «Гризайл»-то есть расписывают глазурными красками и сверху наносится прозрачная глазурь и обжигается.

(54) А это яйцо расписано приёмом ангоп (необожжонное изделие покрывается цветной жидкой глиной)после обжига

наносят прозрачную глазурь.

(55) Побывав в такой чудесной мастерской (56) попробовав и лепить и расписывать(57), я начала передавать свои знания(58,57,58) и умения коллегам и детям (59 -67.

(68сл по 74 сл). И вот сегодня не большой итог этой проделанной работы перед вами (сл75).(Показ слайдов 76 по 80).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Приобщение детей к русским народным подвижным играм»Консультация для родителей «Приобщение детей к русским народным подвижным играм» В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Многие родители совершенно не придают значения патриотическому.

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его.

Сценарий праздника «Капустянский вечер». Приобщение детей к русским народным традициям . Цель: приобщить детей и их родителей к русским народным традициям, к радости коллективного сотворчества. Оформление. Русская изба: на.

Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.

Материал для знакомства детей с природой родного края «Край в котором я живу» (продолжение)Материал для знакомства детей с природой родного края «Край в котором я живу» (продолжение) «Край в котором я живу» (продолжение) Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, необычайной красоты природа моего края, моей Бурятии.

Ознакомительная информация в родительский уголок по народным промыслам А, знаете или вы? Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152году.

Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба»Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей «Русская изба» Приобщение детей к народным традициям и быту. Музей " Русская изба" После новогодних праздников наступает пора новогодних гуляний. Одной.

Приобщение дошкольников к культуре родного края «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Приобщение детей к народным промыслам родного края»
Опубликовано: 10 мая 2016 в 22:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД