«Про зеленого жука». План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники

Наталья Дмитриева
«Про зеленого жука». План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники

Уважаемые коллеги! В прошлый раз в своем блоге я поделилась с вами своим опытом работы по заучиванию стихотворений. Сегодня хочу представить вам конкретный план- конспект занятия по заучиванию стихотворения А. Барто " Жук" с использованием готовой схемы опорных сигналов. Занятие предназначено для детей старшей группы и преследует несколько задач:

Цели и задачи занятия:

- закрепление знаний детей о характерных особенностях строения класса насекомых;

-развитие логического мышления - умения рассуждать и делать умозаключения;

-развитие связной речи, обогащение словарного запаса по теме-

" Насекомые";

-развитие зрительной памяти, умения рассказывать стихотворение, используя опорные сигналы;

Дидактические материалы к занятию:

- куклы Мальвина и Буратино;

- плоскостные изображения цветов, жуков, бабочек;

- демонстрационные картинки с изображением насекомых, птиц,зайчонка, овечки, ящерицы,черепахи;

- мнемотаблица к стихотворению;

Ход занятия:

На ковре разложены плоскостные изображения цветов, бабочек, жуков. Кукла Мальвина приглашает ребят в свой сад. Дети вместе с воспитателем располагаются на ковре. Мальвина рассказывает о том, как она любит свой сад, просит детей посмотреть какой он у нее, назвать, кто в нем живет.

1 часть: Д\У " Узнай насекомое"

Мальвина загадывает детям загадки о насекомых, выделяя их характерные признаки:

Загадка№1" Это насекомое зеленого цвета, у него на голове длинные усики, он умеет прыгать. Кто это? (кузнечик)

Загадка№2" У этого насекомого шесть лапок и большие красивые крылья, оно похоже на цветок. Кто это? (бабочка)

Загадка№3 " У этого насекомого шесть лапок, есть четыре крылышка: два тонких прозрачных, а два плотных красного цвета с черными точечками. Кто это? (жук - божья коровка);

2 часть: Д/У " Исправь ошибки Буратино"

Появляется Буратино,спрашивает ребят, о ком они говорят, хвалится, что все знает о насекомых. Мальвина предлагает ему выбрать картинки, на которых нарисованы насекомые. Буратино начинает вслух рассуждать:

Рассуждение №1:". У насекомых есть крылья. " и выбирает картинки мухи, бабочки, воробья, синички. Дети исправляют ошибку - воробей и синица - птицы!

Рассуждение№ 2: " Насекомые любят травку. " и выбирает картинки кузнечика, жука, зайчонка и овечки. Дети исправляют ошибку - зайчонок и овечка - звери!

Рассуждение№3: ". Насекомые умеют ползать. " и выбирает картинки божьей коровки,жужелицы, ящерицы и черепахи. Дети исправляют ошибку - ящерица и черепаха - это не насекомые!

Буратино обижается и говорит, что сейчас принесет такую загадку для Мальвины, которую она никогда не отгадает! (уходит).

3 часть: Физкультминутка - П/И " Насекомое, рыба, зверь"

Мальвина предлагает детям отдохнуть и поиграть в игру. Объясняет правила игры: рыбы - плавают: звери - ходят; насекомые - летают. Если она называет насекомое - дети должны "летать"; если рыбу- " плыть"; если зверей -" ходить на четвереньках". Дети двигаются согласно условиям игры.

4 часть; Рассматривание и разбор опорной схемы (мнемотаблицы) к стихотворению.

Буратино приносит мнемотаблицу и просит Мальвину разгадать, что за историю про насекомого он здесь загадал. Дети вместе с воспитателем разбирают каждый опорный сигнал мнемотаблицы.

Мнемотаблица к стихотворению;

«Про зеленого жука». План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники

Разбор опорных сигналов:

- Посмотрите, что нарисовано на первой карточке - нарисован жук, значит эта история действительно про жука!

- а что нарисовано на второй картинке - ромашка, какая? (большая, наверное, этот жук живет на большой ромашке.

- а что нарисовано на следующей картинке (Ответы детей - рука и знак) А какой это знак? (знак запрета, отрицания.). Интересно, как это связано с жуком? Может быть следующая картинка нам поможет?

- что же нарисовано на следующей картинке? (отвечает Мальвина - я я. я знаю - это кармашек, у меня такой есть, только при чем здесь жук совсем не понимаю). Что же будем продолжать разгадывать загадку Буратино.

- что нарисовано на следующей картинке (ответы детей - цифра 6 и палочки, их тоже шесть) Как вы, думаете о чем это? Рассуждая, дети приходят к выводу, что у жука шесть лап.

Таким образом разбирается каждый опорный сигнал мнемотаблиц.

По окончании разбора Буратино просит Мальвину рассказать историю про жука, которую он загадал. Мальвина не может этого сделать.

5 часть: Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу:

Буратино читает стихотворение, каждый раз обращаясь к соответствующему опорному сигналу таблицы.

Текст стихотворения

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не могу держать в руках,

Пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два,

Трещинка на спинке;

- Вот хорошая трава!

На, поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук,

Нос измазал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях!

Затем Буратино просит Мальвину повторить стихотворение. Мальвина повторяет стихотворение вместе с детьми, каждый раз обращаясь к опорным сигналам таблицы.

6 часть: Рассказ стихотворения детьми

Буратино просит детей всех вместе и по очереди рассказать стихотворение. (4-5 раз);

7 часть: Заключение

Воспитатель хвалит и Мальвину, и Буратино, и детей. Дарит на память всем бабочек (бабочки из сеточки- такими бабочками украшают букеты цветов, чтобы дети не забыли о ком они сегодня говорили. А также просит Буратино оставить свою загадку (мнемотаблицу) ребятам, чтобы они могли рассказывать эту историю друг другу.

Публикации по теме:

Дорожка заучивания. Методика мнемотехникиДорожка заучивания. Методика мнемотехники Никто не будет спорить, что специальные тренажеры по заучиванию стихотворения, как картинно-графическая система работы, развивают умение.

Районный конкурс «Воспитатель года 2013»Районный конкурс «Воспитатель года 2013» В районном конкурсе "Воспитатель года - 2013" принимала участие учитель - логопед нашего детского сада Ольга Александровна Таныгина..

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Насекомые и пауки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Про зеленого жука». План-конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники
Опубликовано: 5 августа 2013 в 22:07
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...