Профилактика у детей тяжелого нарушения речи — заикания (практические советы родителям)

Анна Доставалова
Профилактика у детей тяжелого нарушения речи — заикания (практические советы родителям)

В последние годы, как отмечают логопеды, наметилась тенденция к росту численности детей с речевыми нарушениями, в том числе и детей с заиканием.

В России, а именно в нашем городе, логопедическая работа с детьми с проявлениями заикания или детьми «группы риска» начинается чаще со старшего (редко со среднего) дошкольного возраста. Это связано с проблемой ранней диагностики и отсутствием коррекционных планов для таких детей. В то же время, практически отсутствуют приемы профилактической работы для детей младшего дошкольного возраста.

Цель блока рекомендаций состоит в том, чтобы познакомить родителей с возможными мероприятиями, предотвращающими появление и развитие заикания, которые изложены в форме практических советов:

• Основой хорошей речи являются физическое здоровье и нормальное состояние нервной системы человека. Поэтому о здоровье будущего ребенка родители, особенно мать, должны думать уже задолго до его появления на свет, точно выполняя все советы и назначения врача женской консультации.

• В семье необходимо предусмотреть все, чтобы женщина в период беременности находилась в спокойной обстановке, правильно сочетала физические нагрузки и отдых. Эти рекомендации помогут предотвратить пагубное действие неблагоприятных факторов пренатального периода развития.

• В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей.

• С первых дней своего существования ребенок должен находиться в таких условиях, которые смогли бы обеспечить его нормальное психофизическое и речевое развитие. В случае каких-либо заболеваний или отклонений в развитии он должен своевременно получить квалифицированную помощь специалистов.

• В связи с профилактикой заикания особенно внимательно следует отнестись к первым проявлениям детской нервности – нарушению сна, повышенной возбудимости, капризности, ночному недержанию мочи и др. Общеукрепляющее и успокаивающее лечение, назначенное специалистами, поможет успешно бороться с этим состоянием.

• Спокойные условия жизни, правильный режим сна и питания, ежедневные прогулки, закрепление рекомендованного врачами необходимого для ребенка двигательного стереотипа, приучение малыша к правильному общению со взрослыми и сверстниками – все это укрепляет нервную систему и помогает предупредить заикание.

• Разговаривая с ребенком, ни в коем случае нельзя «сюсюкать», т. е. искажать язык, подделывать под детскую речь. Малыш, особенно из «группы риска», должен слышать здоровую и неторопливую речь окружающих его людей.

• Не следует маленьких детей перегружать большим количеством стихотворений, рассказов, сказок (тем более страшных, позволять им смотреть не предназначенные для них телепрограммы, контролировать время, проведенное за компьютнром, водить на различные зрелищные мероприятия, которые могут травмировать неокрепшую детскую психику. Именно на факт травматизации (испуг, перевозбуждение) указывают большинство родителей заикающихся детей.

• В случаях задержки психического или речевого развития, выраженного нарушения звукопроизношения, ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания и прочее следует своевременно обратиться к врачам-специалистам и детскому логопеду.

• Отношение к ребенку взрослых должно быть спокойным и ровным, он должен расти и воспитываться в морально здоровом психологическим климате семьи. Совершенно не допустимы запугивания детей, различные психотравмирующие наказания, пугающие шутки и т. д.

Мы полагаем, что данные методические рекомендации помогут педагогам, родителям и медицинским работникам повысить уровень знаний по вопросу профилактики заикания у детей; помогут обратить внимание исследователей на необходимость дополнительной разработки вопроса ранней неврологической и логопедической диагностики детей «группы риска».

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по выявлению уровня эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, а так же знаний педагогов о влиянии среды на эмоциональное.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
  • Учимся считать
Автор публикации:
Профилактика у детей тяжелого нарушения речи — заикания (практические советы родителям)
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 01:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мой город Саратов»
Тема: «Мой город Саратов» Характеристики проекта: По доминирующему методу: информационно – практико –ориентированный. По характеру содержания: ребенок и...
Международный День защиты детей. Фотоотчет
В детстве ярко солнце светит, смех звенит и там и тут. Это дети всей планеты песню звонкую поют. 1 июня – первый день лета. Это еще и Международный День...
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс
Симпатичные елочки из бумаги в технике оригами. Мастер класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная или офисная бумага ( цвет по вашему...
Мастер-класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка»
Мастер- класс. Новогоднее украшение из бумаги своими руками «Игольчатая снежинка». Помещение, в котором проводиться праздник надо украсить. Можно...
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...