Получи документы

Конспект занятия «Путешествие в прошлое» (6 фото)

Оксана Власова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»

Конспект занятия «Путешествие в прошлое»

Цель: создать условия для формирования у детей интереса к традиционной народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.

Развивающие:

Продолжить развивать эстетический и художественный вкус.

Формировать грамматический строй речи.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Упражнять в образовании прилагательных.

Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.

Активизация словаря:

Глиняная, тряпичная, пеленашка, деревянная, хоровод, плетень, прялка, угли.

Предварительная работа:

Знакомство с предметами быта, обычаями и традициями.

Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Разгадывание загадок.

Слушание русской народной музыки.

Организация и проведение русских народных игр («Заря - заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)

Разучивание пальчиковых игр.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы прошлых лет».

Игры с куклами.

Рассматривание и игры с куклами из мини- музея.

Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

Развивающая предметно-пространственная среда:

Макет печки.

Предметы крестьянского быта.

Ткань для изготовления куколки.

Проектор.

Используемые методы и приё мы:

Просмотр презентации «Как раньше жили».

Просмотр презентации «Куклы- обереги»

Отгадывание загадок.

Народная игра «Плетень».

Показ схемы изготовления пеленашки.

Список литературы:

Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции», 2007.

Дыбина О. В. «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.

Лаврентьева Л. С., Смирнова Ю. И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами живём в больших домах, у нас много всякой техники. (показ слайдов) Но так было не всегда. А вы знаете, как люди жили раньше? (ответы детей) Оказывается, что мы мало знаем о прошлом. А хотите узнать больше? (ответы детей)

Рассказ воспитателя с показом слайдов.

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы- красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

Ребята, скажите, раньше дома были такие же, как и сейчас? (ответы детей)

Давайте с вами отправимся в путешествие и всё узнаем.

Посмотрите, в какую красивую, русскую избу мы с вами пришли! Вам нравится?Как здесь уютно и как много старинных и неизвестных предметов.

Ой, смотрите, нас встречает бабушка Нюра! (слайд с изображением бабушки) Я знаю, что бабушка собирает загадки. А вы любите загадки? (ответы детей)

Включается озвученная загадка:

Летом спит,

Зимой горит.

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь).

Воспитатель: - Ой! Какие молодцы! Правильно это печь. (слайд- печь)А кто мне скажет для чего нужна печь? А сейчас есть в домах печи (ответы детей)

Воспитатель: Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. (слайд- огонь в печи) Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. (слайд- угли) Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Воспитатель: А вот интересно, как люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей) (показ слайдов)

Давайте поиграем в народную игру «Плетень» (дети играют)

Воспитатель: Ребята бабушка Нюра нас заждалась, она вам приготовила ещё загадку: (озвученная загадка)

Предметы наши

Для щей и каши,

Не бьются, не ломаются

Порче не подвергаются! (посуда)

Дети:

- Посуда!

Воспитатель: - Молодцы! А как вы думаете, из чего сделана эта посуда?

(Ответы детей)

Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески. (показ слайдов)

Ещё посуду делали из глины. Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.

Бабушка Нюра хочет вам ещё загадку загадать. Озвученная загадка:

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! "

(Прялка) (показ слайдов)

Воспитатель: Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, чем играли дети в те давние времена?

(ответы детей)

Презентация «Куклы наших предков»

Воспитатель:

Какие интересные игрушки были раньше! Скажите, а может быть, вы знаетеещё что- то об игрушках наших бабушек? (тряпичные, обереговые)

Воспитатель:Правильно, а почему этих кукол делали без лица? (ответы детей)

Презентация про кукол.

Воспитатель показывает детям куклу-пеленашку.

Воспитатель: Как называется эта куколка? (ответы детей)

Вы знаете, что эта куколка охраняла новорожденных младенцев от дурного глаза.

Представляете, раньше, прежде чем скатать тело-трубочку, ткань шесть раз с молитвой сворачивали-разворачивали и лишь на седьмой скатывали окончательно и перевязывали нитью. Но и здесь все непросто. Нить нужно было непременно держать в правой, а трубочку-скрутку в левой руке. Наматывая нить, будущая мама нашептывала пожелания для своего младенца: чтобы был здоровый, богатый, умный, смелый…

Таких куколок полагалось сделать семь штук. Их клали новорожденному в люльку, привязывали к ручке или на одежду.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать таких кукол? (ответы детей)

Слайды со схемой изготовления пеленашки.

Практическая часть.

Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что интересного вы узнали?

А что вас удивило?

За что вы бы себя похвалили?

Вы большие молодцы! Давайте подарим наших куколок малышам.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
Фото «Путешествие в прошлое»
Конспект занятия - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект занятия Фото №3 Путешествие в прошлое история предметов Путешествие в прошлое Цель создать условия для формирования у детей интереса к традиционной народной культуре
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» ЗАДАЧИ: - Познакомить с историей часов; - Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;.

«Путешествие в прошлое ручки» (НОД в старшей группе) Содержание деятельности. Воспитатель. Сегодня на занятии поиграем в игру «Что лучше и удобнее». Но сначала отгадайте загадку: Длинная ножка.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое зеркала» Тема: Путешествие в прошлое зеркала. Задачи: Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;.

Фотоотчет занятия «Путешествие в прошлое»Фотоотчет занятия «Путешествие в прошлое» На занятиях по окружающему миру мы с детками часто "путешествуем". Мы уже побывали в разных уголках земного шара: в Арктике и Антарктиде.

Конспект «Путешествие в прошлое книги» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Задачи: Расширять.

Проект «Путешествие в прошлое человека» Паспорт проекта Полное название проекта: «Путешествие в прошлое Человека» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта:.

Проект «Путешествие в прошлое посуды» Проект «Путешествие в прошлое посуды». Вид проекта: Информационно - творческий; Продолжительность: Недельный. Участники: Воспитатели, дети,.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое ложки» "Путешествие в прошлое ложки" Цель: Обогащать представление детей о многообразии ложек; - ознакомить с историей создания ложки; - развивать.

Совместная деятельность «Путешествие в прошлое куклы» Тема: «Путешествие в прошлое куклы». Цель: Обобщение знаний о традициях изготовления кукол, подведение итогов проекта. Задачи: 1. Закрепить.

Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 14:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД