МААМ-картинки

Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора

Галина Добрякова
Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, характерны грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, моторики, эмоциональной сферы.

Развитие речи умственно отсталых детей существенно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Значительное отставание отмечается у таких детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью у них более длительный, чем у нормальных детей. Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связность речи. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Они берут в руки предметы, некоторое время смотрят на них. Однако не задают вопросов, не пытаются узнать об этих предметах что-то новое самостоятельно. Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала низкая. У детей с нарушением интеллекта наблюдается более позднее и дефектное, по сравнению с нормой, развитие фонематического слуха.

Публикация «Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых детей.

Особенности коммуникативной функции речи у умственно отсталых старших дошкольников.

- Свойственна сниженная направленность на речевое общение и взаимодействие с окружающими.

- Анемичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов.

Свойственно выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

- Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми, так как нарушены мыслительные операции, недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы.

- Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций. В речи используют в основном существительные и глаголы, реже прилагательные.

- Дети крайне редко бывают инициаторами диалога. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или эхолалически повторяют часть заданного вопроса. Данной категории детей характерна сопряженная речь.

В коммуникативной деятельности старших дошкольников с умственной отсталостью обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе взрослых, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью.

Для плодотворного общения педагога и ребёнка с умственной отсталостью, а так же для благоприятного течения коррекционного воздействия, очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта. Обучение речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми и сверстниками.

В ходе работы мы рассматриваем малые формы фольклора, как один из способов коррекции коммуникативной функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью. Фольклорнародное творчество, произведения создаваемые народом и бытующие в нём. Он является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. Что как не фольклор, может нам в этом помочь.

Ценность обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой народа о своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ребенка.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Малые формы фольклора – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки. Именно они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества. В результате такой коррекционной работы развивается эмоциональная сфера ребенка.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей с умственной отсталостью. С их помощью можно развивать :

- фонематический слух

- грамматический строй речи

- звуковую культуру речи.

- обогащать словарь

- развивать коммуникативную функцию.

Малые формы фольклора развивают все стороны речи, что благотворно сказывается на коммуникативной функции.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных функции речи детей. Так как дети с умственной отсталостью не умеют самостоятельно организовать игру, у них наблюдается низкая мотивации к игре, то в нашем учреждении имеет место быть обучающая игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

В своей работе для развития коммуникативной функции речи мы используем обыгрывание потешек, колыбельных, пестушек, прибауток – это игры-инсценировки, игры-драматизации, игры-имитации; в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь : увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повысилась социальная активность детей; увеличилось желание общаться со сверстниками и взрослыми; снизился уровень тревожности; у некоторых детей проявили умение соблюдать правила, организовывать себя.

Дети стали более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей появилась уверенность в своих силах. Полученные навыки дети применяют в повседневной жизни, что будет способствует их дальнейшей успешной социализации.

Таким образом, использование богатейшего материала словесного творчества народа способствует всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка, эмоциональному раскрепощению, обогащению новыми знаниями и умениями, то есть развитию коммуникативной функции речи.

Публикации по теме:

Консультация «Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников» Использование малых форм фольклора в речевом развитии умственно отсталых дошкольников В настоящее время большое внимание уделяется проблеме.

Семинар-практикум «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья» 1. Понятие «толерантность». Логопед. В последнее время в средствах массовой информации мы часто слышим слово «толерантность». Что оно обозначает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников с помощью малых форм фольклора
Опубликовано: 12 января 2015 в 20:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД