Папки-передвижки

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша

Татьяна Горкун
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша

В детском возрасте способность логически мыслить формируется не за счет накопления научных данных, а на основании возникновения образного мышления. А это требует от ребенка умственного напряжения, его высокой мыслительной активности, знания общих признаков объектов и явлений. Не стоит ожидать, пока эти умения сложатся сами, нужно начинать развивать их как можно раньше. Пока ребенок подойдет к школьному периоду, он должен уже получить все необходимые ему навыки, что послужит надежным фундаментом для приобретения знаний нового уровня. Способность оперировать фактами с помощью логики в уме – это один из основных навыков, который ему пригодится. Овладев навыками логики, последующее обучение ребенка будет гораздо занимательнее и непринужденнее.

Публикация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша» размещена в разделах

Одной из универсальных современных педагогических технологий по развитию логического мышления детей дошкольного возраста является - блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать задачи познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме. Основой данной обучающей методики стал принцип увлекательной игры, которая позволяет малышу учиться думать без помощи и подсказок взрослых, фантазировать и воображать.

Главной целью дидактического материала является, развитие логики и математических навыков у дошкольников и младших школьников.

Задачи же довольно разнообразны, определяются в соответствии с целью и возрастом детей :

- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.

- Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).

- Способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

- Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления.

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.

- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:

- Непосредственная образовательная деятельность (обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности;

- в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно - ролевые игры);

- в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях.

Занятия с детьми по блокам представляют собой фрагменты игровой деятельности. Воспитатель может организовать их индивидуально или с небольшой группой детей в утреннее или вечернее время, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша?

(Практическая работа)

Уважаемые педагоги, «для того чтобы понять, нужно проиграть». И сейчас мы перейдем к практической части консультации.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша?

(Практическая работа)

Перед вами коробка с блоками Дьенеша, откройте ее возьмите и рассмотрите блоки, подумайте, чем похожи и чем отличаются блоки?

Логический материал Блоки Дьенеша представляет собой набор из 48логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,

цветом – (красные, синие, желтые,

размером – (большие и маленькие,

толщиной – (толстые и тонкие).

Обратите внимание: в наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

С чего же начать работу с блоками?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному. Начинать работу можно с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

Можно выделить несколько этапов работы с блоками :

1 этап. «Ознакомительный» Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, на первом этапе дается детям возможность познакомиться с блоками : достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

Итог работы первого этапа – выявили и закрепили знание о свойствах блоков.

2 этап «Совместная игра». Когда знакомство и обследование произошло, предлагаются детям игры. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал.

Рассмотрим различные игры и упражнения :

На данном этапе можно использовать игровые альбомы «Блоки Дьенеша» (для самых маленьких от 2-3 лет) созданные на основе принципов методики Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами. Ребенку предлагается собрать картинку по схеме (предложить педагогам картинки, выполнить задание)

Игровой альбом позволяет организовывать игры разной степени сложности (в зависимости от возраста и интеллектуальных способностей детей) : (от простого к сложному).

– Наложение блоков на картинки.

– Выкладывание картинки на столе по образцу.

– Выкладывание картинки по памяти.

– Придумывание своих картинок.

Накладывая блоки на цветное изображение в альбоме или собирая картинку рядом по образцу, ребенок будет учиться распознавать и самостоятельно воссоздавать объект, тренировать ассоциативное и пространственное мышление. На глазах ребенка плоские фигуры будут превращаться в объемные.

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи блоки и «Чем отличаются блоки

На данном этапе можно использовать игровые наборы «Маленькие логики 2», (Практическая часть с педагогами)

Дидактические игры по группам («Ежик», «Мостик через речку», «Зайкин огород»)

Например, перед детьми выкладываются блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивают: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечают: «Это круг, и это круг, и это круг».

- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечают: «Этот маленький, а этот большой».

«Правильно, и по величине они разные».

Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно дети начинают пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, величина, толщина.

Игры и упражнения направленные на освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов.

В игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

Например.

1. Чудесный мешочек. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные)

2. Найдите все такие фигуры, как эта, по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру).

3. Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах.

От произвольно выбранной фигуры постройте цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру) и тд.

Слайд 6. 4. Рассели жильцов (задания на классификацию).

Перед вами дом. В доме 3 номера. Нужно расселить все блогижильцов по комнатам по правилам:

1. Все блоки должны попасть в дом.

2. Каждая комната должна быть «заселена».

3. В каждой комнате должны жить блоки, одинаковые по признакам (минимум 2 признака - цвет и размер) (3 признака – цвет, размер и толщина)

4. Принцип деления един для всего дома.

5. В каждой комнате получится одинаковое количество жильцов.

(практическая часть)

Слайд 7. Рассмотрим на примерах, как происходит Знакомство с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Загадки без слов (кодирование).

Объясняют детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывают 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета.

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры.

Предлагается рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Ребятам предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Дидактических игр по работе с блоками Дьенеша множество, каждый педагог может выбрать игры согласно возрасту и интеллектуальному развитию детей.

Предлагаю вам игры из альбомов:

1- Игры из альбома «Лепим нелепицы (с 4 лет)»- заполнить картинку из блоков по заданным свойствам.

2- Игры из альбома «Спасатели приходят на помощь» (с 5-8 лет)- составить картинку из блоков по заданным свойствам на плоскости.

(Практическая часть с педагогами)

Затем в игру с блоками включается соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Следующий важный момент в работе с блоками – это освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства.

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.). Работа в данном этапе по формированию понимания отрицания свойств проводится постепенно.

Игры с кругами Эйлера (С 5лет).

Для данной игры понадобятся 12 блоков, отличающиеся только формой и только цветом и всего 1 круг. Детям рассказываем, круг – это тарелочка, блоки конфетки, в тарелочку нужно положить желтые конфетки (по карточке).Когда мы будем говорить о кругах, мы будем помнить что первая зона в кругу (карточка с цифрой 1, вторая зона вне круга (цифра 2). 1 зона входит в множество, 2 зона не входит в множество. В тарелочке у нас все желтые конфетки - блоки, вне круга остальные и ввести карточки с отрицанием (в круге желтые блоки, вне круга не желтые, можно проиграть на все карточки с отрицанием. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

3 этап «Самостоятельная игра» Цель: Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к конструированию и моделированию.

Детям предоставляется возможность использовать блоки во время самостоятельной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).

Заключение.

Опыт российских педагогов показывает эффективность использования блоков Дьенеша как игрового материала с детьми дошкольного возраста. Игры и занятия с блоками доставляют детям интеллектуальное удовольствие, воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 18:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД