Лучший педагог года

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде

Ольга Бычкова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде

Участники проекта : родители, воспитатели и дети младшей группы.

Продолжительность проекта : 1,5 месяца

Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ".

В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности, Проект о воде» размещена в разделах

Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком. И так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то экспериментирование является для них еще и самым эффективным методом познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что у них повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, дети задают много разных вопросов. Почему из мокрого песка можно лепить, а из сухого - нет? Почему лед твердый, а вода – нет? И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребёнок понял, а можно провести опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования). Наполнила его

ракушками, камешками, крупой, веточками, разнообразными контейнерами, воронками, пластиковыми баночками, трубочками и мн. др.

На окне вместе с детьми организовала мини-огород, где мы выращиваем рассаду цветов, лук, чеснок. Благодаря наблюдениям за растениями, дети убеждаются в том, какую роль играют свет, тепло и вода в жизни растений;

Так как мы в своей жизни каждый день пользуемся водой, я решила показать детям значимость воды в окружающей среде посредством проектной деятельности.

Цель проекта :

Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

Задачи проекта :

Систематизировать знания детей о том, что вода нужна всем.

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивать у детей способы познания : наблюдение, экспериментирование, сравнение.

Начала знакомство детей с водой с беседы «Где прячется водичка?» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных. Выяснив, что у детей поверхностные знания о воде, познакомила их с произведениями К. Чуковского «Мойдодыр», Федорино горе», А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь», З. Александровой «Купание», р. н. с. «Заюшкина избушка», загадывала загадки о воде, дожде, снеге, во время умывания рассказывала детям потешки о воде, разучили физминутки «Про Алёшку», «Умывалочка» с элементами самомассажа.

Исследовательскую деятельность стараюсь включать в разные виды деятельности : в игру, на занятии, на прогулке. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие детям делать какие-то самостоятельные выводы.

С помощью игровых персонажей я предлагала детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновая уточка? Будет ли плавать в воде деревянный кирпичик? Как спрятать от лисы игрушку в воде? Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Например, проводила занятия и игровые ситуации «Угостим куклу чаем», «Купание куклы Кати», «Кукла замаралась», где дети находили выход из сложившейся ситуации.

С большим интересом дети наблюдают за тем, что прозрачную водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду в разные цвета, устраивали «бурю в стакане».

В процессе экспериментальной деятельности дети узнали, что вода прозрачная, она не имеет вкуса, запаха, вода бывает тёплой, холодной, она льётся, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие - нет.

В ходе проекта проводила с детьми беседы с рассматриванием иллюстраций: «Вода вокруг нас», " Кому нужна вода?", «Обитатели водоемов", изготовили с детьми макет «Аквариум с рыбками». С помощью иллюстраций выяснили, где в природе встречается вода, для чего и как мы её используем, подвела к понятию того, что воду нужно беречь. Дети с удовольствием играют в подвижные игры "Солнышко и дождик", "Рыбак и рыбки".

Знакомство детей с водой проводила и на прогулке, наблюдая за тем, как снег превращается в воду, вода - в лёд, как капают сосульки. Из наблюдений дети узнали, что снег и лёд - это тоже вода, но в замороженном и твёрдом состоянии.

На заключительном этапе проекта мы с детьми изготовили фотоколлаж «Где прячется водичка?», коллаж «Волшебница вода» и для закрепления у детей знаний о воде провела занятие с презентацией «Где прячется водичка?»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Общение с родителями построено на основе сотрудничества.

Для начала я предложила родителям подобрать произведения и фотографии о воде, в уголок для родителей поместила консультации на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду и дома», на родительском собрании «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательских способностей детей» я познакомила родителей с некоторыми опытами, которые можно провести с детьми дома, родители с интересом сами проводили опыты.

Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы.

После проведённой работы дети узнали, какой бывает вода, у них появился интерес к воде, как к объекту, знание свойств воды помогло детям понять, что без воды нет жизни на земле, вода нужна всем.

В заключении хотелось бы сказать, что познавательно - исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы должны всячески этому способствовать и помогать узнавать больше интересного.

Н. Н. Поддьяков сказал: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя».

Прикреплённые файлы:

proekt-o-vode-2_rsp90.pptx | 16068,23 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Яйцо в соленой воде» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Яйцо в соленой воде». Наш девиз: Не унывать.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой» Тема «Опыты с водой». Возрастная группа: старшая (5 -6 лет) Форма организации: групповая Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать.

Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности В наше время всё больше внимания уделяют проблеме экологического воспитания. Причина актуальности - это неправильная деятельность человека.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации проектной деятельности» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

«Волшебница — вода». Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема: «Волшебница - вода» Основная идея, обоснование выбора: 1. Закрепление у детей знаний о разных состояниях воды в окружающей среде,.

Проект «Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности» Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Тема проекта: «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 04:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД