Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

Юлия Хаирова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса формирования познавательной активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы формирования познавательной активности старших дошкольников в экспериментировании - ее несомненная актуальность для практики дошкольного учреждения послужили основанием для выбора темы данного исследования.

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении.

Мною юыла поставлена цель: выявить педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности может быть успешным при реализации следующих педагогических условий:

- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.

- процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования, обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

Методологическая основа и теоретическая база

1. Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, В. Г. Каменская, О. В. Дыбина, Л. М. Маневцова, И. Э. Куликовская, О. В. Афанасьева)

3. Концепция развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева);

- исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р. С. Буре, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская).

1 Подготовительный этап (сентябрь 2018) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования. Составление плана работы

2 этап (октябрь 2018 апрель 2019)Реализованы психолого-педагогические условия и методические рекомендации по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

3этап (май 2019)

Обобщение и оформление результатов исследования, сформулирование его основных выводов. Проведение открытой НОД. Проведение консультации для педагогов.

Практическая значимость : результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов в процессе развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

1 Этап. После изучения психолого-педагогической литературы мною были сделаны следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста показал, что данная проблема широко исследована в теоретических и практических трудах выдающихся психологов и педагогов: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьяков, В. Г. Каменская, О. В. Дыбина, Л. М. Маневцова, И. Э. Куликовская, О. В. Афанасьева, А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаева, (Р. С. Буре, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская.

А также данный анализ подтверждает целесообразность использование трудов этих ученых в практике дошкольных учреждений в исследовательских работах по данной тематике.

2. Важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире, как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

3. Экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

4. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;

Основные принципы работы

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе использовались оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Стремление к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировала внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Применяя перспективное планирование, были намечены общие направления работы с детьми:

Направления Практический выход

Составление перспективного плана работы с детьми по экспериментальной деятельности (см. приложение) опыты

Диагностика детей Составить индивидуальные диагностические карты

Создать условия для расширения опыта детей в накоплении запаса представлений о предметах ближайшего окружения и побуждающих их к самостоятельности. Создание предметно – развивающей среды (центр экспериментирования)

Организация детского экспериментирования в домашних условиях Консультация для родителей

Реализация перспективного плана работы. Провести открытое мероприятие по теме опыта

Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию опытно-экспериментальной деятельности

месяц Тема 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

Сентябрь 2018 Изучение психолого-педагогической литературы

Составление плана работы

Октябрь 2018 Тема: Песок и глина

Тема: Песок, глина – наши помощники.

Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет. «Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

Вывод: Песок – сыпучий материал. песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются. «Рассеянный песок»

Тема: Песочные часы.

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами.

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

Вывод: песок может двигаться. «Проходит ли вода через песок и глину»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка и глины. песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду

Ноябрь 2018 Тема : Вода и ее свойства «Превращения капельки»

Опыт «Таяние льда».

Опыт :»Испарение воды»

Опыт : Превращение пара в воду»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Вывод: Вода может быть в разном состоянии

«Куда исчезла вода?»

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Вывод: частицы воды поднялись с поверхности в воздух, вода не может испариться в закрытом сосуде

«Разная вода»

Цель: выявить способы очистки воды

Вывод: Загрязненную воду можно очистить «Круговорот воды в природе»

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Вывод:

Превращения снега и льда,лужи и дождя называются круговоротом воды в природе.

Декабрь 2018 Тема: Воздух и его свойства» «Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни. «Сухой из воды»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый. «Сколько весит воздух?»

Цель:

Продемонстрировать, сколько весит воздух в воздушных шариках

Вывод: шарик без воздуха легче

«Воздух всегда в движении»

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Январь 2019 Тема: Магнит «Притягивает – не притягивает»

Цель: выявить свойства магнита

Вывод: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. ,притянул железо

«Действует ли магнит через другие материалы?»

Цель:Пройдут ли магнитные силы через воду, бумагу,картон

Вывод: магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

«Не замочив рук»

Цель: проверить действует ли магнит через другие материалы

Вывод: Магнитные силы проходят через стекло «Два магнита»

Цель:

выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита

Февраль 2019 Тема: Свойства материалов «Родственники стекла»

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства

Вывод:фаянсовые бокалы и фарфоровые чашки родственники стекла «Мир бумаги»

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Вывод:разный вид бумаги имеет разные свойства

«Мир ткани»

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства;

Вывод: свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Мир дерева»

Цель:определить свойства дерева путем сравнивания с другими материалами (железом пластмассой)

Вывод:дерево легкое, легко воспламеняется, теплое и имеет глухой звук

Март 2019 Тема: Растения «Нужен ли корням воздух»

Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.

Вывод:растениям для роста необходиа рыхлая почва «Растения пьют воду»

Цель: доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Вывод:вода через корни доходит по стебля и идет дальше

Эксперимент с растением

Цель:практически проверить как растения пьют воду

Вывод:через неделю растение поменяло цвет,так как вода была окрашена

«Как растет лук»

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Вывод: Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.

Апрель 2019 Тема :Почва «Свойства почвы»

Цель:показать свойства почвы

Вывод: В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

«Воздух в почве»

Цель:показать что в почве тоже есть воздух

Вывод:в почве есть воздух, в ней живут живые организмы «Загрязнение почвы»

Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Вывод: необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто

«Плохие тропинки»

Цель:. Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Вывод: воздуха в почве становится меньше когда мы давим на ее частички

Май 2019 Подведение итогов. Открытое НОД. Консультация для воспитателей

Работая по плану проекта были внедрены в практику работы опыты – эксперименты с песком и глиной, воздухом, растением, предметами, водой, снегом.

С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Нами была подобрана серия занятий - экспериментов с объектами неживой природы, сказки, схемы, которые использовались в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Обогащался опыт детей через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с детьми определялись этапы работы, делались выводы.

В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Проект «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования» Автор: Кипурова Елена Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №83 Участники: дети, родители, сотрудники и специалисты МБДОУ д/с № 83 Вид: инновационный.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных.

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Малыш – активный исследователь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 17:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД