МААМ-картинки

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Галина Викторовна Куликова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Аннотация: В статье представлен практический материал -этапы работы по театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста способствующих формированию словаря.

Актуальность.

Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Цель – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

1 этап решения поставленной цели: определение проблем речевого развития дошкольников-

• Односложная речь, которая состоит только из простых предложений. Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

• Скудость речи. Маленький словарный запас.

• Речь, в которой избыток слов «паразитов» и сленговых слов.

• Применение нелитературных выражений и слов.

Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.

Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст, своими словами.

• Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

• Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.

• Нехорошая дикция.

2 этап: создание специально организованной предметно-развивающей образовательной среды.

Настольный кукольный театр :

• плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры,

• сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона,

• вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи,

• коробок,

• конусный, на цилиндре, кубе.

Стендовый театр :

• фланелеграф,

• теневой,

• магнитный стендовый,

• стенд-книжка;

Театр на руке :

• пальчиковый,

• варежковый,

• перчаточный,

театр теней;

Театр марионеток :

• из папье-маше,

• поролона,

• пенопласта,

• из ткани, меха по принципу мягкой игрушки (движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла).

Театр кукол с «живой рукой» - это куклы обладающие яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

Костюмированный театр :

Ребенок надевает на себя костюм персонажа : маски, театральный грим, костюм доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности мы используем также игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

3этап:

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности :

• Работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки, важно на данном этапе выразительно читать произведения, грамотно ставить вопросы для беседы по содержанию произведения и организовывать работу по воспроизведению текста детьми (пересказ).

• Выбор вида театра. Подбор и изготовление костюмов и атрибутов, работа над ролью. В это время проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, проба ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

• Подготовка к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

- Выразительное чтение литературного произведения.

- Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в

ней главные).

- Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

- Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).

- Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

- Распределение ролей.

- Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

- Работа над ролью:

Составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.

- Работа над речью:

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.

- Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.

• Организация самого представления. Первоначально постановка спектакля внутри группы, на более поздних этапах спектакль для родителей и групп младшего дошкольного возраста- подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

• Заключительная работа над театральной постановкой -подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Заключение:

Работа над развитием речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности проходила в несколько этапов и принесла свои результаты-

Развитие словаря дошкольников - 85% воспитанников расширили и обогатили свой словарь;

• обогащение игрового, коммуникативного и эмоционального опыта дошкольников;

• расширился их кругозор, повысился познавательный интерес;

• у детей повысился уровень развития речи, общительности, самооценки;

• у родителей сформировалось представление влиянии театрализованной деятельность на формирование словаря дошкольника.

• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Список литературы:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. - 126 с.

2. Афанасьева А. Н. Народные русские сказки. В 3 тт. Издание подготовили Бараг Л. Г., Новиков Н. В. Т. 1. М. : Наука, 1984. – 511с.

3. Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М. : 2001 – 126 с.

4. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с. 3

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991г.

6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М. : Просвещение, 2002. – 191 с.

7. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121

8. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

10. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С. 129-130.

11. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М. : 2008, — С. 168.

12. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : АСТ. 2008 – 222 с.

13. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac159.htm

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Климовой Ольги Павловны.

Конспект НОД по речевому развитию «Развитие речи посредством театральной деятельности» Театрализованная игра «Курочка Ряба»Конспект НОД по речевому развитию «Развитие речи посредством театральной деятельности» Театрализованная игра «Курочка Ряба» Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Театрализованная игра «Курочка Ряба» Цель: развитие творческих способностей и речи детей.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности». Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области Жижкиной Любовь Геннадьевны Развитие.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» по теме: Актуальность: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности План работы по самообразованию воспитателя МОАУГ №8 «Калинина 3» старшей группы на 2016-2017 уч. год. Нестругиной Елены Анатольевны Тема:.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации. 1 слайд. Темой моего самообразования является «Развитие.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством социо-игровых технологий «Развитие речи детей дошкольного возраста через социо-игровые технологии». МДОУ д/с «Малышок» учитель-логопед: Минеева Л. А. В последние.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
Опубликовано: 28 декабря 2016 в 20:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД