Лучший педагог года

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

елена лугаськова
Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД

Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации, развития экологического сознания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», экологическая культура», непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание детей».

Публикация «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» размещена в разделах

Формирование экологического сознания дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждения.

В системе экологического воспитания непосредственная образовательная деятельность выступает одним из средств ознакомления детей с природой, способствующая развитию экологического сознания.

В целом методику непосредственной образовательной деятельности разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Л. А. Парамонова и др.

А. П. Усова считала, что обучение ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, где детям даются знания и умения по определённой программе. Организующая форма обучения – именно непосредственная образовательная деятельность – обеспечивает возможность давать знания и умения одновременно всем детям группы детского сада, всему коллективу детей.

Методику непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой разрабатывали Т. М. Бондаренко, Н. Ф. Виноградова, В. И Логинова, П. Г. Саморукова и др.

Необходимо отметить, что, не смотря на многочисленные исследования, посвященные экологическому сознанию дошкольников, проблема развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности является мало изученной.

Актуальность и неразработанность некоторых моментов изучаемой проблемы обусловили выбор нашей темы: «Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности».

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречия между признанием необходимости и значимости формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности и недостаточной разработанностью методического аспекта проблемы.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс развития экологического сознания у старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности будет успешным при условии:

• создания благоприятной эмоциональной обстановки в педагогическом процессе детского сада;

• наличия дидактической цели и четкой структуры НОД, представленной в конспекте;

• формирования знаний о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения;

развития основных познавательных процессов и способностей в процессе НОД;

• расширения, углубления, объединения чувственных представлений старших дошкольников в процессе НОД.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;

2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников;

3) раскрыть педагогические условия развития экологического сознания в процессе непосредственной образовательной деятельности;

4) выявить уровень развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста;

5) разработать и апробировать методику развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

В работе использовался следующий комплекс методов:

– теоретические методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, психолого-педагогическую диагностику.

Теоретическая значимость исследования: определяется анализом психолого-педагогических исследований в области развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности; выявлены эффективные условия развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могу быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям дошкольников, а также студентам психологических и педагогических специальностей, изучающих педагогические аспекты развития экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности. Полученные результаты открывают перспективы применения данной методики в педагогическом процессе детского сада.

В процессе непосредственной образовательной деятельности решались следующие задачи:

1. Повысить интерес детей к деятельности в природе.

2. Формировать представления детей об экологии, о влиянии человеческой деятельности на природу.

3. Развивать экологическое сознание детей.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

На втором этапе формирующего эксперимента с целью развития экологического сознания детей старшего дошкольного возраста были использованы игры:

1. «С чем нельзя в лес ходить?». Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

2. «Волшебный поезд». Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

3. «Зоологическая столовая». Цель: Формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

4. «Лесной многоэтажный дом». Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

5. «Кто рядом живет». Цель: Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

6. «Живые цепочки». Цель: Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Цель контрольного эксперимента – проверить эффективность проведённой работы по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Результаты проведённого контрольного эксперимента показали – при систематической работе по развитию экологического сознания старших дошкольников в процессе НОД, большинство имеют средний уровень, что составляет 70% и высокий уровень развития – 30%, а низкий уровень отсутствует. В контрольной группе, после проведения контрольного эксперимента, результаты остались прежними, только у некоторых детей показатели немного улучшились (Настя К., Данил Л., Максим И., Арианна А.).

Сопоставленные данные результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования показывают, что создание и организация педагогически целесообразной предметно-воспитательной среды – непосредственная образовательная деятельность – позволили в экспериментальной группе убрать процент испытуемых, которые относились к низкому уровню, тем самым, повысив средний на и высокий уровни экологического сознания на 10%, по сравнению с контрольной группой.

Итак, разработанный комплекс мероприятий по развитию экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности достаточно эффективен, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Опытно-экспериментальное исследование «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной.

«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Презентация опыта по теме:«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста через призму дидактических игр».Был, говорят, где-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД
Опубликовано: 11 июня 2015 в 09:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД