Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Жанна Хечошвили
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Опыт работы ХЕЧОШВИЛИ ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Цель : выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность созданных педагогических условий и разработанной методики развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Объект исследования: эстетическое восприятие детей шести лет

Предмет исследования: процесс развития эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Гипотеза: развитие эстетического восприятия у детей ст. дошк. возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) будет эффективна, если созданы следующие педагогические условия

-Реализована система занятий по изодеятельности, включающая задачи на развитие у детей эстетического восприятия

- В процессе обучения применяются методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный отклик на эстетическое (формирование эстетических эмоций в процессе наблюдения окружающей действительности и восприятия предметов декоративно-прикладного искусства; эмоций связанных с эстетическими явлениями

Задачи исследования

На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать специфику эстетического восприятия детей шести лет.

Определить педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие эстетического восприятия в процессе изодеятельности средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Выявить уровень развития эстетического восприятия у детей шести лет.

Провести работу по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) и оценить эффективность проделанной работы

Методы исследования

Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Анализ организации и содержания эстетического восприятия в дошкольном учреждении;

Опрос;

Наблюдение;

Анализ продуктов детской изобразительной деятельности;

Диагностические задания;

Математическая обработка результатов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап: провести изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определить исходные позиции исследования.

Второй этап: уточнить некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определить условия развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства.

Третий этап: осуществить экспериментальную работу, обработать, обобщить полученные данные, формировать выводы, итоги исследования.

Работа по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) проводилась на базе МДОУ № 74

В работе по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) принимали участие 15 воспитанников МДОУ № 74.

Особенности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста

У детей шести лет эстетическое восприятие носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается, эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделять главное, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Педагогические условия, способствующие развитию эстетического восприятия детей средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Начальный этап работы

Цель:выявить уровень развития эстетического восприятия у детей 6 лет.

Критерии: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, знания о декоративно-прикладном искусстве, представление о красоте в собственном рисунке.

Методы: индивидуальные беседы, анализ дошкольниками своих рисунков.

Проведенная работа

Цель: развитие у старших дошкольников эстетического восприятия средствами декоративно – прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Первый этап.

Расширение представлений о дымковской игрушке. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиция (расположение узора на предмете, Формирование у детей потребности в прекрасном. В качестве эталонов прекрасного для детей выступают дымковская игрушка, с которой их знакомит педагог. Учить видеть и понимать прекрасное в искусстве, радоваться красоте произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Второй этап.

Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусств (на материале дымковской игрушки). Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть красоту создаваемого изображения в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, в ритмичности расположения линий и пятен, в равномерности закрашивания рисунка.

Третий этап.

Формирование детского декоративного творчества.

Результат работы

Цель: определить результативность работы по развитию у детей эстетического восприятия средствами народного декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки)

Критерии: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, знания о декоративно-прикладном искусстве, представление о красоте в собственном рисунке.

Методы: индивидуальные беседы, анализ дошкольниками своих рисунков, задания.

Результаты

1. Теоретически обоснована необходимость и экспериментально подтверждена возможность развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

2. Исследованием установлено, что при целенаправленной работе по развитию эстетического восприятия у детей шести лет им становится доступно понимание специфики художественной выразительности в изобразительной деятельности: колорит, композиция, ритм.

3. Опытно-экспериментальное исследование позволило выявить позитивное влияние целенаправленной, последовательной и планомерной работы с детьми шести лет на развитие их эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

4. Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа задач на развитие у детей шести лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений). В процессе обучения применялись методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный отклик на эстетическое, активизация эстетических эмоций, в процессе наблюдений окружающей действительности и восприятий произведений декоративно-прикладного искусства, адекватных эмоций, связанных с эстетическими явлениями.

5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки). В процессе занятий представлено единство нескольких направлений педагогической деятельности.

6. Экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность разработанного практического материала для ДОУ, направленного как на развитие эстетического восприятия, так и знаний о видах декоративно-прикладного искусства, изобразительных умений.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством В презентации представлен опыт работы нашего детского сада. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 11 января 2014 в 14:16
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...