Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Жанна Хечошвили
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Опыт работы ХЕЧОШВИЛИ ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема: «Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Цель : выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность созданных педагогических условий и разработанной методики развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Объект исследования: эстетическое восприятие детей шести лет

Предмет исследования: процесс развития эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Гипотеза: развитие эстетического восприятия у детей ст. дошк. возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) будет эффективна, если созданы следующие педагогические условия

-Реализована система занятий по изодеятельности, включающая задачи на развитие у детей эстетического восприятия

- В процессе обучения применяются методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный отклик на эстетическое (формирование эстетических эмоций в процессе наблюдения окружающей действительности и восприятия предметов декоративно-прикладного искусства; эмоций связанных с эстетическими явлениями

Задачи исследования

На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать специфику эстетического восприятия детей шести лет.

Определить педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие эстетического восприятия в процессе изодеятельности средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Выявить уровень развития эстетического восприятия у детей шести лет.

Провести работу по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) и оценить эффективность проделанной работы

Методы исследования

Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Анализ организации и содержания эстетического восприятия в дошкольном учреждении;

Опрос;

Наблюдение;

Анализ продуктов детской изобразительной деятельности;

Диагностические задания;

Математическая обработка результатов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап: провести изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определить исходные позиции исследования.

Второй этап: уточнить некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определить условия развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства.

Третий этап: осуществить экспериментальную работу, обработать, обобщить полученные данные, формировать выводы, итоги исследования.

Работа по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) проводилась на базе МДОУ № 74

В работе по развитию эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки) принимали участие 15 воспитанников МДОУ № 74.

Особенности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста

У детей шести лет эстетическое восприятие носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается, эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделять главное, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Педагогические условия, способствующие развитию эстетического восприятия детей средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Начальный этап работы

Цель:выявить уровень развития эстетического восприятия у детей 6 лет.

Критерии: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, знания о декоративно-прикладном искусстве, представление о красоте в собственном рисунке.

Методы: индивидуальные беседы, анализ дошкольниками своих рисунков.

Проведенная работа

Цель: развитие у старших дошкольников эстетического восприятия средствами декоративно – прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

Первый этап.

Расширение представлений о дымковской игрушке. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиция (расположение узора на предмете, Формирование у детей потребности в прекрасном. В качестве эталонов прекрасного для детей выступают дымковская игрушка, с которой их знакомит педагог. Учить видеть и понимать прекрасное в искусстве, радоваться красоте произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Второй этап.

Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусств (на материале дымковской игрушки). Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть красоту создаваемого изображения в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, в ритмичности расположения линий и пятен, в равномерности закрашивания рисунка.

Третий этап.

Формирование детского декоративного творчества.

Результат работы

Цель: определить результативность работы по развитию у детей эстетического восприятия средствами народного декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки)

Критерии: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, знания о декоративно-прикладном искусстве, представление о красоте в собственном рисунке.

Методы: индивидуальные беседы, анализ дошкольниками своих рисунков, задания.

Результаты

1. Теоретически обоснована необходимость и экспериментально подтверждена возможность развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

2. Исследованием установлено, что при целенаправленной работе по развитию эстетического восприятия у детей шести лет им становится доступно понимание специфики художественной выразительности в изобразительной деятельности: колорит, композиция, ритм.

3. Опытно-экспериментальное исследование позволило выявить позитивное влияние целенаправленной, последовательной и планомерной работы с детьми шести лет на развитие их эстетического восприятия средствами декоративно - прикладного искусства (на материале дымковской игрушки).

4. Подтвердилась наша гипотеза о том, что специальные педагогические условия и разработанная система занятий позволяет развивать эстетическое восприятие при условии, если включена группа задач на развитие у детей шести лет эстетического восприятия (эмоциональный отклик при формирование сенсорного опыта, эстетических переживаний, эстетических суждений, отношений). В процессе обучения применялись методы и приемы, стимулирующие у детей эмоциональный отклик на эстетическое, активизация эстетических эмоций, в процессе наблюдений окружающей действительности и восприятий произведений декоративно-прикладного искусства, адекватных эмоций, связанных с эстетическими явлениями.

5. Исследованием доказана эффективность предложенной методики развития эстетического восприятия у детей шести лет средствами декоративно-прикладного искусства (на материале дымковской игрушки). В процессе занятий представлено единство нескольких направлений педагогической деятельности.

6. Экспериментальное исследование позволило подтвердить эффективность разработанного практического материала для ДОУ, направленного как на развитие эстетического восприятия, так и знаний о видах декоративно-прикладного искусства, изобразительных умений.

Публикации по теме:

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством В презентации представлен опыт работы нашего детского сада. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 11 января 2014 в 14:16
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подготовка к 23 Февраля «Подарки для папы»
Долго думали и решали, что же подарить папам на 23 Февраля. Выбор остановился на закладках для книг. Хоть некоторые дети и сказали, что папы книги не...
Стенгазета «Наши защитники»
В преддверие праздника 23 февраля мы решили подарить папам наших воспитанников стенгазету-поздравление. Хотелось, чтобы для пап она стала сюрпризом. Поэтому...
Мастер-класс для детей «Кукла-Масленица»
Вторая часть занятия После проведенной познавательной и игровой части занятия о масленице ( смотрите предыдущую публикацию. педагоги предлагают...
Мастер-класс по изготовлению «Снегометра» и «Осадкометра»
Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать,...
Ангелочек из конфетных фантиков. Детский мастер-класс
Ангелочек из конфетных фантиков. Детский мастер-класс Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток. К нам в центр поступают дети, к...