Получи документы

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка

Раузалия Бахтыгареева
Роль художественной литературы в развитии личности ребенка

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

«Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»

Воспитатель:

Бахтыгареева Р. Р.

Бирск 2019 год

Публикация «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка» размещена в разделах

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение личности ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение.

Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

– беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

– придумывание однокоренных слов;

– использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

– пересказ сказки по ролям.

– чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др. ;

– беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;

– игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

– дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями.

Особая роль в жизни и воспитании личности ребенка отведена сказкам. Это первая художественная форма с которой дети начинают знакомство с литературой.

Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Во время чтения сказок я беседую с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям. После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения. Иногда предлагаю детям после чтения сказки нарисовать «Волшебную картину». Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы (например, шапка-невидимка или сапоги-скороходы) и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги). После этого дети вырезывают эти предметы, а затем составляют общий коллаж: «Волшебную картину». По желанию дети могут придумать новую сказку. Затруднения у детей вызывают задания- «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы. Дети очень часто произносят необычные фразы, поэтому я планирую создать рукописную книгу «Говорят дети». Провели выставку книг и рисунков «Моя любимая сказка». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни.

Большую роль художественное слово играет и в организации всех режимных моментах. При проведении гигиенических процедур, использую русские народные потешки: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Кран, откройся! Нос, умойся…». При одевании на прогулку «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться…». Во время приема пищи в игровой форме: «Идет коза рогатая…», «Ай, качи-качи-качи…».

На прогулках неоднократно читаю стихи о природе, времени года, животных «Солнышко- ведрышко…», «Дождик-дождик…», «Ты мороз, мороз, мороз…» и т. д. загадываю загадки, начинаю знакомить и пословицами, поговорками. Причесывая девочек после сна читаю потешку: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» тем самым дети непринужденно запоминают содержание и сами их читают, переносят в игровую деятельность.

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения, что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок.

К. Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Провела литературную викторину «Сказки К. И. Чуковского». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, такими как Мойдодыр и Айболит, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений в исполнении автора.

Работу с родителями строю на основе перспективного планирования. Провела анкетирование родителей. Из анкет узнала, что большинство детей имеет дома библиотеку детских книг. В основном дети любят, когда им читают сказки. Детям нравится любая деятельность, связанная с художественной литературой совместная с родителями.

Рассказываю на консультациях и в индивидуальных беседах о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка читают ребенку, высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы.

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей. Как сориентировать родителей в книжном мире?

В родительский уголок помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действуют рубрики «Повторите с детьми», «Что читать детям», знакомящие родителей с новыми детскими книжными изданиями. Провела консультации для родителей по теме: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Научите ребенка любить книгу», оформила памятку для родителей.

Особенность художественной литературы заключается в том, что она расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важна для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.

Литература

1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. «Ребенок и книга» (издательство «Акцидент», С-П 2006г).

2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.

3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .

4. ПавловаЛ. Н. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание №10, 1990.

5. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Русской – М. : Эксмо, 2005. – 208 с.

6. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями

А. Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998.

7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 176 с.

8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. ,1999.

9. Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в развитии личности ребенка
Опубликовано: 21 августа 2020 в 19:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Раузалия Бахтыгареева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД