МААМ-картинки

Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР

Ирина Ульянова
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР

«Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ОВЗ (ЗПР)»

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития.

Публикация «Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР» размещена в разделах

Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно – развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Так же у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.

Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов, и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.

Мелкая пальцевая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой

моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,

пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту

реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас

детей, дают первоначальные математические представления и экологические

знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное

эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку потешек и стихов, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Во время таких игр ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр - это возможность проявить себя. Благодаря своему значительному потенциалу, пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом, в доступной форме с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельный вид деятельности, так и как прием в ходе, какого - либо занятия, в режимных моментах.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы

и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно

или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике

ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был? ", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет

спать", "Этот пальчик - дедушка",

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также

упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и

мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики

здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем

(правой, левой руки, двух одновременно) ."Распускается цветок" - из сжатого

кулака поочередно "появляются" пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок

может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или

выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга").

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их

выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" —

поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа

движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от

периферии к центру). "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как

при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами

правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху

вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и

память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать

пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний

пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными

пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").

"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец

какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев

дают народные игры – потешки.

Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях.

Выводы:

Практика показала, что при ежедневной, систематической работе с использованием пальчиковых игр :

темп познавательного развития детей возрастает

Расширяется кругозор ребенка

Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи

Достигается понимание смысла речи

Повышается речевая активность

Развивается память ребенка, мышление, воображение

Развиваются творческие способности, фантазия

Публикации по теме:

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 21:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД