Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника

Наталия Антонова
Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника

Последовательное и конструктивное реформирование сложившейся системы образования глубоко затрагивает организационные, методические, предметно-содержательные и другие стороны российской системы образования. В современной парадигме образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция.

Проблема развития социально-личностной компетентности детей - важная социальная и психолого- педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. Перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Что же является социально-личностной компетентностью?

Компетентность ребёнка дошкольного возраста - одна из базисных характеристик личности ребёнка дошкольного возраста. Включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную характаристики.

Под социально-личностной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему с одной стороны - осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению. А с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным.

Социальная компетентность дошкольника - база, на которой будет выстроена социальная компетентность взрослого человека при условии формирования начальных компетенций, свойственных дошкольному возрасту.

Социально-личностная компетентность представлена начальными компетенциями, каждая из которых включает ряд психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность.

Само по себе значением слова компетентность является: наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Ребёнок-дошкольник много времени проводит в тесном контакте с воспитателем, который призван, отвечая реалиям современного времени, быть эрудированным, коммуникативным, креативным и т. д.

На современном этапе проблемой изучения многих исследований стала профессиональная компетентность воспитателей.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. (И. Г. Агапов, B.C. Безрукова, Н. М. Борытко, В. А. Демин, Э. Ф. Зеер, и др.). Разработаны перечни ключевых компетенций будущих педагогов разных уровней, в том числе и воспитателей ДОУ.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города. Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний воспитанников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности: способность делать образовательный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на детей; способность организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений с трудом переходят на новые формы построения отношений с детьми и организации образовательного процесса, которые являются основными факторами формирования социально-личностной компетентности детей дошкольного возраста. Занятия по социальному развитию продолжают носить характер наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то, что дети получают определенные знания о нормах социального поведения, перевод их на уровень практических умений не происходит из-за отсутствия условий для постоянной практики, отработки моделей поведения.

Недостаточно понимается значение специально подготовленной предметно-пространственной среды в формировании социальных навыков у детей, которая при правильной ее организации предоставляет возможность развития самостоятельности, ответственности, умения самостоятельно работать, развивать коммуникативные навыки и другие социальные умения. Не используется в практике ДОУ потенциал разновозрастных групп, предоставляющих возможность прожить разный роли, научиться сопереживать, помогать, принимать людей такими, как они есть. Требуется внедрение социально активных форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, решение проблем, проигрывание социальных ситуаций, но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, либо используют их на основе старого опыта.

Ведущим средством развития профессиональной компетентности является методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, т. к. она направлена на преодоление редукции и устаревания знаний и навыков педагогов, включает в содержание методических мероприятий новейшие достижения педагогической науки и практики, отслеживает включение в педагогический процесс полученных педагогами новых знаний и умений, позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к педагогам, с учетом их достижений и трудностей.

Важные вопросы профессионального развития и становления педагога рассматриваются в работах основателей авторских школ, разработчиков теории и практики инновационных школ А. Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга, В. А. Караковского,. У них же затрагиваются вопросы решения задачи организации процесса профессионального становления педагогов, условий, необходимых для успешной реализации этого процесса. Такие исследователи, как Э. Д. Днепров, П. Г. Щедровицкий, Г. Н. Прозументова, А. О. Зоткин, Т. М. Ковалева, А. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин подчеркивают необходимость формирования субъекта развития - нового субъекта педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 10:53
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...