НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе

Ноговицына Ольга
НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе

Непосредственно образовательная деятельность по теме:

«Слова с противоположным значением, как средство обогащения речи».

Цель: развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением.

Задачи.

1. Совершенствование умения сравнивать предметы, явления, события, находя яркость их противопоставления в речи.

2. Упражнять в понимании антонимов.

3. Воспитывать культуру речи.

Материалы: мультимедийное оборудование; контейнеры с набором предметов для исследования: 1. сахар-лимон; 2. белая ткань – черная ткань; 3. маленький кубик – большой кубик

Ход мероприятия

I. Организационный момент

«Яркое пятно» (психогимнастика)

II. Мотивация к деятельности

Дидактическая игра: «Скажи наоборот» (отвечаем хором)

- Ночью темно, а днём? (светло)

- Лекарство горькое, а конфета? (сладкая)

- Зимой мороз, а летом? (жара)

- Утром мы в детский сад приходим, а вечером? (уходим)

Вывод: в русской речи много пар слов со значением «наоборот».

- Кому было легко находить слово с противоположным значением? (все поднимают руки).

III. Ситуация затруднения в деятельности.

Изображения на доске: 1) медведь зимой в берлоге; 2) медведь летом с малиной (или с медом).

- Посмотрите на картинки, послушайте и догадайтесь, где слова с противоположным значением.

1) Медведь зимой в берлоге спит

Летом пчелок сторожит

Мед найдет и ну реветь!

2) Любит он охоту очень не светлым днем, а темной ночью

(изображение филина)

С закрытыми глазами и открытыми

Земли сумерки укрыли

Глазки филину открыли

Беседа о наличии пары противоположных слов.

IV. «Открытие» нового знания

- А сейчас очень внимательно слушайте слова и по очереди называйте им пару:

Ночь (день)

Друг (враг)

Вход (выход)

Юг (север)

Правда (ложь)

Труд (лень)

Удача (неудача)

- На какие вопросы отвечают все слова в парах? (что? кто)

- А как вы думаете, если ли пары слов с противоположным значением отвечающие на другие вопросы? (что делает? Как? Какой)

Игра «Найди по стрелочкам» (идут по парам, выбирают сами себе путь)

- Посмотрите вокруг … может, вы сами найдете такие пары?

Стул высокий и стул низкий

Дверь можно открыть и закрыть

На стуле лежит подушечка и камень

твердо-мягко

тяжело – легко

- На какие вопросы отвечают слова, найденные каждой парой?

Пары слов с противоположным значением могут отвечать на разные вопросы

V. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

1) Контейнеры для исследования предметов

Сахар-лимон (прозрачная вода-белое молоко)

Длинные палочки – короткие палочки (перышко и камешек)

Ластик большой – ластик маленький

2) ….

Вдохнуть – выдохнуть

Глаза закрыть – глаза открыть

Присесть – встать

Громко сказать- тихо сказать

Повернуться друг к другу – отвернуться друг от друга

3) «Найдите лишнее»

(в коробках: что не является парой)

Сахар

Лимон

Ручка

Ластик

Ткань белая

Ткань черная

Клей

Контейнер

Кубики

VI. Итог мероприятия.

- О чем мы сегодня говорили?

словах с противоположным значением)

Где эти значения нам могут пригодиться?

Они делают нашу речь точной, яркой, образной (красивой).

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «Поиграй со мной». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен.

Подборка игр и упражнений на тему «Весна-красна» С внедрением ФГТ мы должны строить свою работу с учетом комплексно-тематического планирования. Вашему вниманию хочу предложить дидактические.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 марта 2013 в 14:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...