НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе

Ноговицына Ольга
НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе

Непосредственно образовательная деятельность по теме:

«Слова с противоположным значением, как средство обогащения речи».

Цель: развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением.

Задачи.

1. Совершенствование умения сравнивать предметы, явления, события, находя яркость их противопоставления в речи.

2. Упражнять в понимании антонимов.

3. Воспитывать культуру речи.

Материалы: мультимедийное оборудование; контейнеры с набором предметов для исследования: 1. сахар-лимон; 2. белая ткань – черная ткань; 3. маленький кубик – большой кубик

Ход мероприятия

I. Организационный момент

«Яркое пятно» (психогимнастика)

II. Мотивация к деятельности

Дидактическая игра: «Скажи наоборот» (отвечаем хором)

- Ночью темно, а днём? (светло)

- Лекарство горькое, а конфета? (сладкая)

- Зимой мороз, а летом? (жара)

- Утром мы в детский сад приходим, а вечером? (уходим)

Вывод: в русской речи много пар слов со значением «наоборот».

- Кому было легко находить слово с противоположным значением? (все поднимают руки).

III. Ситуация затруднения в деятельности.

Изображения на доске: 1) медведь зимой в берлоге; 2) медведь летом с малиной (или с медом).

- Посмотрите на картинки, послушайте и догадайтесь, где слова с противоположным значением.

1) Медведь зимой в берлоге спит

Летом пчелок сторожит

Мед найдет и ну реветь!

2) Любит он охоту очень не светлым днем, а темной ночью

(изображение филина)

С закрытыми глазами и открытыми

Земли сумерки укрыли

Глазки филину открыли

Беседа о наличии пары противоположных слов.

IV. «Открытие» нового знания

- А сейчас очень внимательно слушайте слова и по очереди называйте им пару:

Ночь (день)

Друг (враг)

Вход (выход)

Юг (север)

Правда (ложь)

Труд (лень)

Удача (неудача)

- На какие вопросы отвечают все слова в парах? (что? кто)

- А как вы думаете, если ли пары слов с противоположным значением отвечающие на другие вопросы? (что делает? Как? Какой)

Игра «Найди по стрелочкам» (идут по парам, выбирают сами себе путь)

- Посмотрите вокруг … может, вы сами найдете такие пары?

Стул высокий и стул низкий

Дверь можно открыть и закрыть

На стуле лежит подушечка и камень

твердо-мягко

тяжело – легко

- На какие вопросы отвечают слова, найденные каждой парой?

Пары слов с противоположным значением могут отвечать на разные вопросы

V. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

1) Контейнеры для исследования предметов

Сахар-лимон (прозрачная вода-белое молоко)

Длинные палочки – короткие палочки (перышко и камешек)

Ластик большой – ластик маленький

2) ….

Вдохнуть – выдохнуть

Глаза закрыть – глаза открыть

Присесть – встать

Громко сказать- тихо сказать

Повернуться друг к другу – отвернуться друг от друга

3) «Найдите лишнее»

(в коробках: что не является парой)

Сахар

Лимон

Ручка

Ластик

Ткань белая

Ткань черная

Клей

Контейнер

Кубики

VI. Итог мероприятия.

- О чем мы сегодня говорили?

словах с противоположным значением)

Где эти значения нам могут пригодиться?

Они делают нашу речь точной, яркой, образной (красивой).

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «Поиграй со мной». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен.

Подборка игр и упражнений на тему «Весна-красна» С внедрением ФГТ мы должны строить свою работу с учетом комплексно-тематического планирования. Вашему вниманию хочу предложить дидактические.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
НОД по теме «Слова с противоположным значением как средство обогащения речи» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 марта 2013 в 14:27
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...