Папки-передвижки

Совершенствование координационных способностей в общей системе двигательной деятельности учащихся с умственной отсталостью

Обухов Сергей Александрович
Совершенствование координационных способностей в общей системе двигательной деятельности учащихся с умственной отсталостью

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и ме-нее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обихо-де и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными спо-собностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно стро-ить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соот-ветственно требованиям меняющихся условий. Эти особенности имеют свою специфику. Допустим, что учащийся успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только меняются условия выполнения. Поэтому происходит закладка фундамента для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на ко-ординацию в младшем школьном возрасте. Этот возрастной период называ-ется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной си-стемы, у которой есть возможность качественно координировать движения.

Публикация «Совершенствование координационных способностей в общей системе двигательной деятельности учащихся с умственной отсталостью» размещена в разделах

Уровень координационных способностей определяется следующими способами :

быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущий-ся объект;

точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постанов-ке задачи.

Координационные способности учащихся с лёгкой умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями) выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно: согласование, упорядочение разно-образных двигательных движений в единое целое, соответственно поставлен-ной задаче.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

хорошо развитые координационные способности являются необходи-мыми предпосылками для успешного обучения всем видам деятельности; они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на даль-нейшую стабилизацию;

сформированные координационные способности – необходимое усло-вие подготовки учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями);

разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития ко-ординационных способностей – гарантия того, что можно избежать моно-тонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спор-тивной деятельности;

помимо физических качеств, не менее важно совершенствование коор-динационных способностей учащихся с лёгкой умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями).

Для эффективного формирования координационных способностей на базе общего подхода к физическому воспитанию вырабатываются конкрет-ные пути и средства совершенствования соответствующих видов координа-ционных способностей в общей системе двигательной деятельности учащих-ся. Наиболее значимые координационные способности учащихся в процессе управления двигательными действиями :

способность к реагированию;

способность к равновесию;

ориентационная способность.

Дифференцированная способность, разновидностями которой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения и ритмическая способность.

Способность к реагированию – это способность быстро и точно начать движение соответственно определенному сигналу. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку или сиг-нал, поданный голосом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Применяются так называемые упражнения на рав-новесие, то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия: на одной ноге, двух ногах с продвижением вперёд или шагом, бегом, прыжка-ми, различные виды лазания и т. д.

Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности фаз движения, а также движения в целом. Например, бро-сок в кольцо с различных точек.

Ритмическая способность – это способность определять и реализовы-вать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эф-фективно каждое двигательное действие. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счёт изменения пространственных, временных и динамиче-ских параметров, а также за счёт внешних условий, изменяя порядок распо-ложения средств, их вес, высоту; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сиг-налу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методиче-ский прием, направленный на представление дополнительной информации.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания коор-динационных способностей составляют общие подготовительные гимнасти-ческие упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мя-чами, гимнастическими палками, скакалками и др., относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в изменённых условиях при различных положениях тела и его частей, упражнения в равновесии. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятель-ность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передви-жения на лыжах по пересеченной местности. Специальные упражнения для совершенствования координационных способностей (движений) разрабаты-ваются с учётом специфики избранного вида спорта. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.

Применяются две группы таких средств:

• Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

• Развивающие, направленные на развитие координационных способ-ностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.

Методические приёмы для совершенствования координационных спо-собностей делятся на две группы.

1. Изменение способа выполнения движений :

направления движения – ведение с изменением направления;

силовые движения;

темп движения;

ритм движения;

исходное и конечное положение;

зеркальное выполнение движений.

2. Изменение условий выполнения при сохранении способа :

постоянно меняющееся условие;

силовые упражнения;

предварительная нагрузка;

дополнительное задание во время применения;

комбинирование с другими упражнениями.

Эти приемы носят общий характер и применяются при выявлении раз-личных координационных способностей.

Для оценки комплексного проявления координационных способностей учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени-ями) используются различные тесты.

Важно также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке. Оборудование: гимнастическая скамейка, секундо-мер. Процедура тестирования: учащийся должен выполнить на узкой по-верхности гимнастической скамейки три поворота влево и вправо, не падая. Поворот закончен, когда учащийся вернётся в исходное положение. Резуль-тат – время выполнения трёх поворотов (с точностью до 0,1 сек).

Ещё для оценки равновесия используется тест «стойка на одной ноге». Оборудование: секундомер. Процедура тестирования: по команде «можно» учащийся становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит её на опорную ногу чуть выше колена, и немного развернув её; руки ставятся на пояс. Учащимся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) разрешается глаза не закрывать. Результат – время выполнения стойки на одной ноге.

Каждое упражнение приходится повторять неоднократно, чтобы полу-чить положительный результат. Учащиеся с этим заданием справляются.

Публикации по теме:

«Поиграем с Петрушкой» НОД по двигательной деятельности для 1 младшей группы Задачи: - продолжать обучать выполнять знакомые упражнения на модулях (ходьба по скамейке, пролезание под дугами); - обогащать и разнообразить.

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей»Фоторепортаж о городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности детей» Фоторепортаж о Городском семинаре «Совершенствование опытно-экспериментальной деятельности с целью повышения познавательной активности детей».

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Туесок с ягодами» с детьми с умственной отсталостью в развитииКонспект занятия по аппликации с элементами рисования «Туесок с ягодами» с детьми с умственной отсталостью в развитии Цель: создать изображения аппликации ягод в туеске. Задачи: 1. Расширять представление детей о ягодах, времени года - лето. 2. Развивать.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование координационных способностей в общей системе двигательной деятельности учащихся с умственной отсталостью
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 07:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД