Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»

Марина Паньковская
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»

Занятие в подготовительной группе «Свойства воды»

Цели:

1. Вспомнить, что вода-это жидкость, без вкуса и запаха.

2. Ознакомить детей со свойствами воды:

- отсутствие собственной формы;

- прозрачность;

- вода – растворитель.

3. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

4. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой, пластиковыми стаканчиками;

- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

6. Прививать бережное отношение к воде.

7. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Занятие начинается с организационного момента.

Упражнение «Дружба»

Детям предлагается сесть в позу «лотоса».

В. Представьте, что в ваших ладонях находится маленькое солнышко. Что могло солнышко своими лучиками передать вам? Какое имя вы бы дали главному лучику солнышка: «Лучистик» (потому что он лучистый, светлый и яркий) или «Добротуля» (потому что он добрый, милый, отзывчивый, приветливый, несущий добро и здоровье, и от него все люди улыбаются). Я хочу, чтобы и вы были такими же лучиками, несущими всем вокруг много света и добра. А теперь, давайте, из ваших лучиков сделаем большое солнышко. (Дети образуют круг).

Это солнышко поднялось вверх (дети поднимают руки) и осветило все вокруг.

А куда же светят его лучики? Что они освещают и согревают?

Дети: Нашу планету, землю, всех людей, весь мир.

(В центр круга выкатывается столик, на котором стоит глобус).

В. Ваши лучики осветили всю нашу планету Земля. И что же вы на ней увидели?

А чего больше всего на нашей планете?

Дети: Воды.

В. Ребята, хотите отправиться в небольшое путешествие? (ответы детей)

А теперь закройте глаза, и мы с вами отправляемся в путь. (Дети садятся на коврик).

Звучит запись (журчание ручейка, шум реки, моря, океана)

Воспитатель спрашивает у ребят, где они находятся. (около ручья, плывем по реке, у берега моря)

Ребята, вам понравилось путешествовать? Где мы с вами побывали? А как можно назвать это одним словом? (водоемы) Из чего они состоят? А вода везде одинаковая? А теперь мы поиграем в игру: «Какая бывает вода? (в круге с мячом)

А эти иллюстрации, которые висят на стене, помогут вам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.

Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе) Вода в море – как назвать её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая, в реке – речная, в озере – озерная, в роднике – родниковая, в болоте – болотная. Какая вода в реке, озере, роднике в отличие от морской? Пресная.

Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных реках, в морях и океанах во время шторма, бури)

Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.

В. Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды.

Что же такое вода? (Это жидкость).

К столу приглашается несколько ребят. (На столе стоят стаканчики с водой).

В. Ребята, я предлагаю вам понюхать воду и рассказать нам о её запахе.

Делается вывод: вода не имеет запаха.

К столу приглашаются другие ребята.

В. А вам, я предлагаю попробовать воду и рассказать нам о её вкусе.

Делается вывод: вода не имеет вкуса, безвкусная.

К столу приглашается ещё несколько ребят.

В. Сквозь воду в стаканчиках посмотрите на лица детей, на предметы которые вас окружают. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите? Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Делается вывод: чистая вода прозрачна.

В. А можно ли изменить цвет воды?

Опыт: Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. (3 детей)

Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет. Обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Как еще можно окрасить воду? (добавить краситель)

Опыт: Окрашивание воды.

В один стакан добавляется одна капля красителя (из пипетки, а в другой целая ложка (йод). Тщательно перемешивается. Как изменился цвет воды?

Делается вывод: вода более окрашена там, где красителя больше. Даже становится трудно определить цвет. Если добавить ещё больше красителя, вода становится очень тёмной. А появился ли запах у воды? Если вещество, которое добавляют в воду пахучее, то у воды становится запах этого вещества. И чем больше этого вещества, тем интенсивнее не только цвет, но и запах.

Разделение на команды.

Детям раздаются разрезные картинки. С одной стороны они определённого цвета. (4 цвета) Надо найти стол, на котором круг такого же цвета. Потом картинки переворачиваются, и из них выкладывается водоём. Ребята называют водоём, который у них получился.

В. На ваших столах стоят пустые стаканчики. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т. д.

В. На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из стаканчиков в другой сосуд. Посмотрите, вода у нас та же, а вот форма у неё стала другой.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.

У вас на столах в пиалочках находятся разные вещества. Постараемся определить, что же это за вещества.

Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути). Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют, что на столе находятся мука, крахмал, соль, сахар, растительное масло, лиманная кислота, настой травы ромашки.

В. Ребята, что можно сделать с этими веществами и водой?

Есть еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Попробуем растворить наши вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества в воде, дети приходят к следующим выводам:

- Соль, сахар, лимонная кислота быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;

- Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того, как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;

- Настои трав растворяются в воде быстро, вода при этом изменяет цвет;

- Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.

Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.

По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому, что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла;

- хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, лимонная кислота, раствор ромашки (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым);

- после фильтрования раствора крахмала и муки, в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.

В. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из неё суп или компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить из-под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.

В. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Из детей выбирается «солнышко», «садовник». Солнышку одевается маска, садовнику дается лейка. А все остальные ребята будут семенами. Я сажаю семена в землю. Ярко припекает солнышко. Садовник берет лейку и поливает землю, куда я посадила семена. Они набухают и начинают немного прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они тянутся и тянутся вверх. Садовник поливает их водой, а ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот они подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы кто? Мы – цветы. А что у вас получилось? Цветочная клумба. Молодцы!

Закрепление.

В. Сейчас на доску я буду вывешивать карточки-символы, а вы расскажете по ним все, что сегодня узнали о воде.

По окончании занятия ребятам предлагается игра «Мыльные пузыри»

Публикации по теме:

Для уголка экспериментированияДля уголка экспериментирования В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования, кто-то называет его иначе. [cut=Читать далее. ] Задачи уголка:.

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»
Опубликовано: 25 марта 2013 в 14:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...