Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»

Марина Паньковская
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»

Занятие в подготовительной группе «Свойства воды»

Цели:

1. Вспомнить, что вода-это жидкость, без вкуса и запаха.

2. Ознакомить детей со свойствами воды:

- отсутствие собственной формы;

- прозрачность;

- вода – растворитель.

3. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

4. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой, пластиковыми стаканчиками;

- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

6. Прививать бережное отношение к воде.

7. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Занятие начинается с организационного момента.

Упражнение «Дружба»

Детям предлагается сесть в позу «лотоса».

В. Представьте, что в ваших ладонях находится маленькое солнышко. Что могло солнышко своими лучиками передать вам? Какое имя вы бы дали главному лучику солнышка: «Лучистик» (потому что он лучистый, светлый и яркий) или «Добротуля» (потому что он добрый, милый, отзывчивый, приветливый, несущий добро и здоровье, и от него все люди улыбаются). Я хочу, чтобы и вы были такими же лучиками, несущими всем вокруг много света и добра. А теперь, давайте, из ваших лучиков сделаем большое солнышко. (Дети образуют круг).

Это солнышко поднялось вверх (дети поднимают руки) и осветило все вокруг.

А куда же светят его лучики? Что они освещают и согревают?

Дети: Нашу планету, землю, всех людей, весь мир.

(В центр круга выкатывается столик, на котором стоит глобус).

В. Ваши лучики осветили всю нашу планету Земля. И что же вы на ней увидели?

А чего больше всего на нашей планете?

Дети: Воды.

В. Ребята, хотите отправиться в небольшое путешествие? (ответы детей)

А теперь закройте глаза, и мы с вами отправляемся в путь. (Дети садятся на коврик).

Звучит запись (журчание ручейка, шум реки, моря, океана)

Воспитатель спрашивает у ребят, где они находятся. (около ручья, плывем по реке, у берега моря)

Ребята, вам понравилось путешествовать? Где мы с вами побывали? А как можно назвать это одним словом? (водоемы) Из чего они состоят? А вода везде одинаковая? А теперь мы поиграем в игру: «Какая бывает вода? (в круге с мячом)

А эти иллюстрации, которые висят на стене, помогут вам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.

Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе) Вода в море – как назвать её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая, в реке – речная, в озере – озерная, в роднике – родниковая, в болоте – болотная. Какая вода в реке, озере, роднике в отличие от морской? Пресная.

Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных реках, в морях и океанах во время шторма, бури)

Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.

В. Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды.

Что же такое вода? (Это жидкость).

К столу приглашается несколько ребят. (На столе стоят стаканчики с водой).

В. Ребята, я предлагаю вам понюхать воду и рассказать нам о её запахе.

Делается вывод: вода не имеет запаха.

К столу приглашаются другие ребята.

В. А вам, я предлагаю попробовать воду и рассказать нам о её вкусе.

Делается вывод: вода не имеет вкуса, безвкусная.

К столу приглашается ещё несколько ребят.

В. Сквозь воду в стаканчиках посмотрите на лица детей, на предметы которые вас окружают. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите? Дети высказывают своё мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Делается вывод: чистая вода прозрачна.

В. А можно ли изменить цвет воды?

Опыт: Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. (3 детей)

Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет. Обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Как еще можно окрасить воду? (добавить краситель)

Опыт: Окрашивание воды.

В один стакан добавляется одна капля красителя (из пипетки, а в другой целая ложка (йод). Тщательно перемешивается. Как изменился цвет воды?

Делается вывод: вода более окрашена там, где красителя больше. Даже становится трудно определить цвет. Если добавить ещё больше красителя, вода становится очень тёмной. А появился ли запах у воды? Если вещество, которое добавляют в воду пахучее, то у воды становится запах этого вещества. И чем больше этого вещества, тем интенсивнее не только цвет, но и запах.

Разделение на команды.

Детям раздаются разрезные картинки. С одной стороны они определённого цвета. (4 цвета) Надо найти стол, на котором круг такого же цвета. Потом картинки переворачиваются, и из них выкладывается водоём. Ребята называют водоём, который у них получился.

В. На ваших столах стоят пустые стаканчики. Обратите внимание на их форму. Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т. д.

В. На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из стаканчиков в другой сосуд. Посмотрите, вода у нас та же, а вот форма у неё стала другой.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.

У вас на столах в пиалочках находятся разные вещества. Постараемся определить, что же это за вещества.

Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути). Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют, что на столе находятся мука, крахмал, соль, сахар, растительное масло, лиманная кислота, настой травы ромашки.

В. Ребята, что можно сделать с этими веществами и водой?

Есть еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Попробуем растворить наши вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Растворяя вещества в воде, дети приходят к следующим выводам:

- Соль, сахар, лимонная кислота быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной;

- Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того, как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;

- Настои трав растворяются в воде быстро, вода при этом изменяет цвет;

- Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.

Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.

По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому, что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла;

- хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, лимонная кислота, раствор ромашки (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым);

- после фильтрования раствора крахмала и муки, в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.

В. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из неё суп или компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить из-под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого её можно пить.

В. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Из детей выбирается «солнышко», «садовник». Солнышку одевается маска, садовнику дается лейка. А все остальные ребята будут семенами. Я сажаю семена в землю. Ярко припекает солнышко. Садовник берет лейку и поливает землю, куда я посадила семена. Они набухают и начинают немного прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они тянутся и тянутся вверх. Садовник поливает их водой, а ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот они подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы кто? Мы – цветы. А что у вас получилось? Цветочная клумба. Молодцы!

Закрепление.

В. Сейчас на доску я буду вывешивать карточки-символы, а вы расскажете по ним все, что сегодня узнали о воде.

По окончании занятия ребятам предлагается игра «Мыльные пузыри»

Публикации по теме:

Для уголка экспериментированияДля уголка экспериментирования В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования, кто-то называет его иначе. [cut=Читать далее. ] Задачи уголка:.

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства воды»
Опубликовано: 25 марта 2013 в 14:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....